Захоронения железного века на территории России
Железный век – понятие относительное. Им характеризуется период освоения технологии выплавления железа из руды и полноценное создание изделий из этого металла. Так, в Передней Азии и Индии металлургия стала развиваться уже на рубеже II-I тысячелетий до н. э. Постепенно железные орудия стали проникать в Европу, а с ними – и секреты их производства. Богатая на медные и оловянные руды Сибирь позже всех перешла к освоению нового металла. Если в Восточной Европе технология выплавки стали была освоена уже в VIII веке до н. э., то в Зауралье железо стало превалировать лишь к III веку до н. э.
Новое производство коренным образом изменило образ жизни древних народов. Общество стало делиться на классы. Теперь кузнецы занимались изготовлением орудий труда и оружия, избыток которых торговцы продавали в соседние страны. Земледельцы могли лучше обрабатывать почву, а воины – служить Отечеству. Социальное расслоение сказалось и на погребальных обычаях того времени.
Древние финно-угорские племена Центральной России и Поволжья
Финно-угорские племена пошли от прауральской общности. В VI-V тысячелетии до н. э. они мигрировали на запад, поселившись в лесной и лесостепной зоне восточной Европы. Типичные представители ананьинской и дьяковской культур, просуществовали здесь свыше тысячи лет, до прихода сюда древнеславянских племён.
Ананьинская культура
Получила название по первому характерному могильнику, обнаруженному неподалёку от села Ананьино (Татарстан). Отличительные черты погребений:
- крупные бескурганные захоронения,
- могильные ямы рылись прямоугольной или овальной формы на берегу полноводных рек,
- усопших укладывали на спину, головой или ногами к реке,
- вместе с трупом закапывали рабочий инвентарь, оружие, украшения, гривны, иногда – мясо коня для преодоления долгого пути в загробный мир.
Надгробия на ранних кладбищах устанавливались в стороне от могилы. Лишь позднее каменные стелы стали водружать непосредственно на место захоронения. Как правило, на памятниках высекали изображение почившего – воина в полном облачении, деву.
Дьяковская культура
Представители дьяковской культуры проживали в междуречье Оки и Волги в период с VIII века до н. э. по VII век н. э. Похороны умерших происходили в два этапа. Вначале труп закапывали в землю, до полного разложения мягких тканей. Затем кости выкапывали, очищали от останков и сжигали их на погребальном костре. Прах складировали в берестяной короб или тканный мешок, а затем вновь хоронили. Глубина могил была небольшой, вследствие чего захоронения быстро разрушались, а те, что дошли до наших времён было достаточно сложно идентифицировать как могильники.
В поздний период для усопших стали выстраиваться «домики мёртвых». На сегодняшний день были обнаружены лишь две такие памятки – в городище Березняки (Ярославская область) и неподалёку от Саввино-Сторожевского монастыря (Московская область). Учёные предполагают, что в них захоронены останки зажиточных фамилий, а сами домики представляют собой родовые усыпальницы. Об этом же говорит наличие в «домиках» кремированного праха свыше десятка людей. Помимо сосудов с пеплом здесь же находились бронзовые украшения, осколки керамической посуды и прочая утварь, назначение которой установить пока не удалось.
В VIII веке н. э. на эти земли с юго-запада пришли славянские племена вятичей и кривичей, ассимилировавшие коренное население. Именно эти народы станут родоначальниками Древнерусского государства.
Железный век на Северном Причерноморье и Кавказе
Киммерийцы
Технологию обработки железа на Закавказье принесли вторгшиеся сюда кочевые племена киммерийцев. Их захоронения отличаются явным присутствием в могильниках стального оружия – мечей, топоров, кинжалов, луков с металлическими наконечниками на стрелах – и металлической утвари – кубков, узды, украшений. Всё это богатство располагалось за спиной у покойника.
Сами могилы рылись неглубоко, часто умерших хоронили в прежних курганах бронзового века. Типичное захоронение киммерийцев напоминает в каком-то смысле могилу мусульманина – также рылась на дне ямы ниша, также закладывалась она после упокоения деревом или глиной. Над погребением устанавливали каменные плиты с изображением умерших в полной амуниции.
Скифы
Киммерийцев со степей Дона и Дуная в VII веке до н. э. изгнала скифская цивилизация. Её представители заняли обширные территории от Причерноморья до Алтайских гор. Изначально скотоводческие племена, скифы постепенно перешли к земледелию. Общественное расслоение явно видно на примере захоронений, по вложенным предметам обихода.
Скифские курганные погребения встречаются двух разновидностей: простые прямоугольные могилы и деревянные катакомбы. Смертное ложе умершего устилали травой, корой или шкурами. В изголовье клали подготовленную травяную подушечку или досточку. Рядом с почившим клали его орудия труда. Если усопший был скотоводом, то рядом клали труп его коня. Примечательно, что у скифов в войске также служили женщины, о чём свидетельствуют наличие в ряде могил рядом с умершей украшений и костяка лошади.
Отдельное слово стоит сказать о царских скифских курганах. Их высота достигает 20 метров, а диаметр – 100. Только представьте себе, сколько людей должно было трудиться, дабы создать такую насыпь! Внутри могильник представлял собой камерную гробницу – коридор с ответвлявшимися от него помещениями. В заглавном располагался скифский царь, облачённый в расшитую золотом одежду. В остальных хоронили умерщвлённых жён, слуг, рабов, домашних животных. Примечательно, что в одной из камер располагался жертвенный алтарь, ритуальная утварь и прочие ценные вещи упокоенного – повозки, амфоры с вином, золотые украшения.
Сарматы
На смену скифам в III веке до н. э. пришли сарматы. Им также был присущ курганный метод упокоения умерших. Вначале это были катакомбно-подбойные захоронения, когда для кремированных останков создавались отдельные ниши. Позднее сарматы перешли к непосредственному трупоположению, без предания тел огню.
Помимо привычных орудий труда, оружия, украшений и утвари в могилах археологи стали находить следы поминальной тризны. Сами погребения переставали быть коллективными (братскими) – всё чаще сарматы отдавали предпочтение индивидуальным захоронениям.
Погребальные сооружения Южной Сибири
Тагарская культура
На территории Южной Сибири железный век (VII-III века до н. э.) застал тагарскую культуру. Для ранних захоронений характерны одиночные или парные упокоения. Сами могилы располагались на небольшой глубине, свержу насыпался холм или устанавливались 4 каменных плиты, ориентированных по сторонам света. В дальнейшем на индивидуальное погребение могли рассчитывать лишь представители знати – остальных хоронили в братских могилах. В одном таком захоронении могло насчитываться несколько сотен трупов.
Ярким наследием тагарской культуры служит Большой Салбыкский царский курган, что был найден неподалёку от Абакана (Республика Хакассия). Датируется могильник IV веком до н. э. Насыпь имела пирамидальную форму и состояла из смеси глины, дёрна и земли. Высота кургана составляла 25 метров. Вокруг него была установлена ограда из каменных плит размером 2*5 метров. Вкопаны они были вертикально и горизонтально, перемежаясь между собой. Под земляным валом были найдены останки мужчины. Они были помещены в деревянный сруб на дне квадратной могильной ямы, а затем над ними сооружена была усыпальница в форме усечённой пирамиды. От неё ко входу в могильник вёл дромос – специальный проход. Вместе со знатным вельможей были упокоены ещё 10 человек, по-видимому, его слуг или рабов.
Возможно вам будет интересно: