Закрыть
Санкт-Петербург
  Святые гробокопатели: Христианские покровители похоронного дела

Святые гробокопатели: Христианские покровители похоронного дела

Христианская церковь отдельное место отводит людям прошлого праведно жившим и являвшим собой при жизни образец благочестия. Их принято называть святыми, а если монашеский сан – то преподобными. После своей смерти они свидетельствуют за живых перед Богом. При чём каждому достаётся своя роль, своя парафия. Есть святые у отдельных областей, Храмов, у рожениц или воинов, у представителей различных специальностей. Испрашивая у них благословение на свой труд, люди надеются, что святой донесёт их просьбы до Господа.

Хотя внешне подобные действия могут ассоциироваться с многобожием или язычеством, на самом деле суть здесь другая. Во-первых, демиург остаётся единственным источником святости. Во-вторых, установление покровителей различных ремёсел означало благоволение Отца Небесного на различные занятия. В-третьих, наличие святого в каждой профессии означало, что данный труд подходит для верующего и что занимаясь любым трудом можно оставаться набожным, добродетельным и соблюдать божьи заповеди.

Таким образом, наличие святых-покровителей у работников похоронной отрасли – ритуальных агентов, копачей, носильщиков гроба, сотрудников морга и т. д. – означает, что достойное отношение к человеческому телу после смерти является богоугодным делом.

Марк Печерский, святой гробокопатель

Русская Православная Церковь прочит Марка Печерского или Марка Гробокопателя как покровителя работников похоронной отрасли. Преподобный Марк, живший на рубеже XI-XII веков, не был богословом или теософом. Его монашескими обязанностями в Киево-Печерской Лавре было захоронение умерших. При этом всю свою жизнь он соблюдал обеты, был набожным и самоотверженно служил ближним.

Обитель монастыря располагалась на одном из киевских холмов. Скалистая порода грунта дела практически невозможной какие-либо рытвенные работы. Тем не менее, Марк, не смотря на тяжелейшие условия, копал могилы, прикладывал все свои усилия, чтобы усопшие члены братии обрели место последнего упокоения. За свой труд он не просил награды, а все работы выполнял с должным смирением и усердием. Именно за свою скромность и благочестие монашек снискал святость.

С именем Марка Печерского связывают следующие чудеса:

  • В первый раз Марк не успевал выкопать могилу для почившего к сроку, чтобы тело было погребено на третий день по смерти. Тогда монашек взмолился и попросил умершего брата во Христе воскреснуть и обождать. Мертвец выполнил его просьбу и всё время, что Гробокопатель рыл яму, сидел рядом молча.
  • Во второй раз Марку не удалось завершить свой труд в срок из-за непомерной усталости. Не выпуская заступа из рук Преподобный так и заснул вблизи незавершённой могилы. Поскольку похороны нельзя было перенести, остальные монахи уложили тело в ту яму, которая была выкопана. Она была тесной и усопшего еле смогли туда поместить. Осенить же крестом из елея не представлялось возможным. Тогда мертвец собственноручно зачерпнул освящённую жидкость и совершил над собой надлежащий обряд.

Примечательно, что Марк Печерский не только после смерти был приобщён к похоронной отрасли, но и при жизни был Гробокопателем и даже чудеса совершал связанные с данной сферой деятельности. Иные святые часто становились покровителями того или иного ремесла лишь из-за одного свершившегося чуда, по аналогии или из-за единственного нюанса в биографии.

Антоний Великий, святой католических гробовщиков

Святой Антоний отнюдь не был гробокопателем, как Марк Печерский, но всё равно его относят к покровителям работников похоронной отрасли в Римской Католической Церкви. Жил Антоний Великий в Египте задолго до разделения на христианства на две ветви – в III-IV веках н. э. в середине своей жизни он принял решение удалиться от всего мирского, дабы не впадать в различные искушения. Местом обитания он выбрал гробницу в пустыне. Покидал Антоний свою обитель лишь для оказания помощи другим христианам. Как гласят предания, даже удалившись от социума святой подвергался испытаниям души, но теперь уже от пребывавших в пустыне демонов. Позднее художники не раз изображали на своих полотнах Антония в окружении множества злых духов, пытающихся его совратить с пути истинного, напугать, соблазнить.

Самые известные художники запечатлевали на своих картинах сюжет «Искушения святого Антония»:

Иероним Босх. На триптихе изображены замысловатые фигуры, призванные отвлечь святого от его отшельничества.

Сальвадор Дали. В пустыне к Антонию приближаются демоны, от которых он отгораживается распятием.

Стефано ди Джованни Сассетта. Мучимый бесами Антоний укрывается от них ризой.

Микеланджело Буонарроти. Летающие демоны вознесли святого в воздух и пытаются разодрать своими конечностями.

Иоахим Патинир. Изобразил именно телесные страсти, поскольку его демоны пребывают в облике прекрасных дам.

Помимо непомерной стойкости перед искушениями святой известен как один из первых «теоретиков монашества». Именно Антоний в отшельничестве разработал устав, определил правила, которых должен придерживаться каждый, кто подвергает себя добровольному изгнанию. Вслед за ним потянулись другие люди, пожелавшие отринуть мирскую юдоль. В свою очередь святой помогал наладить им быт, давал советы.

Фактически к похоронной отрасли Антоний имел косвенное отношение. Одно лишь его длительное пребывание в гробнице стало поводом причислять святого к покровителям гробовщиков. Поскольку он жил задолго до раскола Церкви, Антония Великого не следует причислять исключительно к католическим святым. Православные верующие его также почитают и считают своим.

Святой Рох, защитник больных и покровитель похоронного дела

Если Антония Великого почитают во всём христианском мире, то святой Рох из Монпелье относится непосредственно к католическому пантеону. Уже при рождении Рох был отмечен родимым пятном в форме креста на груди. В 20 лет он потерял родителей и, будучи французским аристократом, решил в знак скорби раздать своё имущество беднякам. Затем отправился паломником в Рим. В те времена в Италии свирепствовала чума, и Рох стал молитвами и крестным знамением исцелять больных. О его чудесах исцеления во многих городах – Мантуе, Римини, Новаре, Парме – ходили легенды. После того как он сам заразился чумой в Пьяченце, ему пришлось удалиться в лес. Помогла изнемогавшему от голода и жажды Роху собака принёсшая кусок хлеба. Таким образом святой и исцелился.

Вернувшись в Мантую Рох был брошен в тюрьму, где и провёл свои последние 5 лет. После смерти Роха опознали по кресту на грудине и буквально сразу же его признали защитником больных. Ему молились страждущие и хворавшие. Особым почтением святой стал пользоваться через сто лет после своей смерти, когда Европейский континент страдал от эпидемии чумы. Не надеясь на врачей, люди приходили в Церковь, искали утешения в молитвах Иисусу, Богоматери и святому Роху.

Святой Рох считается покровителем чумы, холеры, различных кожных заболеваний, собак и домашнего скота. Художники последующих периодов часто изображают Роха с посохом, обнажённой ногой, где явно видна чумная язва, и собакой, спасшей ему жизнь. Словно демонстрируя немочь он вселяет надежду в хворающих, что всегда есть шанс на исцеление.

Изначально святого Роха воспринимали как целителя. Он даже был включён в список Четырнадцати святых помощников, у которых испрашивали выздоровления от чумы. Однако в те времена грань между умирающими и мёртвыми была настолько тонкой, что вскоре покровителей стали относить не только к защитникам от хворей, но и к покровителям тихой, безболезненной смерти. В это же самое время святой Рох и стал покровителем людей, сопричастных с похоронным делом.

Покровители похоронного дела в XXI веке

Постепенно погребальные обычаи меняются. Место гробокопателей и гробовщиков заняли ритуальные агенты, церемониймейстеры, бригады копателей и носильщиков гроба. Но всё также люди занятые в данной профессии ищут покровительства у святых. Как и прежде работники траурной сферы молятся Марку Печерскому, Антонию Великому, святому Роху.

Возможно, вам будет интересно:

2 апреля 2020