Смерть в плавании
Человек издавна пытается покорить море. Современные технологии и достижения медицины превратили дальние плавания из рискованной авантюры в туристическое развлечение, однако даже самое крепкое судно порой не может ничего противопоставить разбушевавшейся стихии. Ежегодно в среднем около 250 тысяч человек становятся жертвами морских катастроф и несмотря на совершенствование судового оборудования, статистика смертности в море изменяется незначительно.
Международное руководство по судовой медицине ВОЗ
Гибель на море – ситуация, с которой морякам приходится сталкиваться регулярно, а потому в морской практике уже давно существуют определенные стандарты «правильного» реагирования на такую беду. В 1967 году Всемирная организация здравоохранения выпустила 1-ое издание Международного руководства по судовой медицине, в котором детально объясняется особенности диагностики, лечения и предупреждение болезней в плавании, а также порядок действия при наступлении смерти на борту корабля. С тех пор этот документ был переведен на 30 языков мира и сегодня используется на десятках тысячах морских суднах.
В соответствии с руководством, в случае гибели на борту корабля экипаж должен следовать четким инструкциям. В первую очередь, необходимо подтвердить факт смерти умершего (погибшего). Затем судовой медик должен осмотреть труп и тщательно задокументировать любые травмы, ранения или признаки болезней, которые могут указать на причину смерти. После осмотра тело упаковывают в специальный мешок и помещают в холодильную камеру, где оно остается вплоть до прибытия в порт, после чего его передают местным властям. Если сохранение тела создает угрозу жизням или здоровью экипажа, капитан может распорядиться захоронить покойного в море.
Рассмотрим эти инструкции подробнее.
Наступление смерти
Безусловно, врач способен и без всяких инструкций установить, жив ли пациент или мертв, но что делать морякам, которые не имеют медицинского образования? Для этого руководство описывает разнообразные признаки смерти, а также симптомы, которые можно с ними спутать: так, например, отсутствие реакции зрачков на свет может быть следствием удара молнии, а мертвенная бледность – сильной гипотермией (переохлаждением). В таком случае следует дождаться трупного окоченения и других поздних признаков смерти, например появления трупных пятен или помутнения роговицы.
Осмотр трупа
После подтверждения факта смерти капитан приступает к расследованию ее обстоятельств. Первым делом судебный врач в присутствии двоих свидетелей осматривает труп и внимательно изучает историю болезни умершего (при ее наличии). Каждая деталь заносится в протокол осмотра: цвет кожи, телосложение, наличие/отсутствие растительности на лице, состояние зубов, родинки, шрамы и пр. Составляется перечень найденных на трупе предметов. Если у врачей нет оснований полагать, что смерть наступила в результате внешних причин, то после осмотра медики приводят умершего в достойный вид: его моют и высушивают, расчесывают ему волосы, распрямляют конечности и пр. В прямую кишку вводят кусок ваты, с помощью катетера дренируют мочевой пузырь. После завершения всей процедур покойника упаковывают в непромокаемый мешок и кладут в холодильную камеру.
Необычные или неизвестные обстоятельства смерти требуют от капитана особой внимательности к деталям. Помимо подробного описания всех травм, ранений и пр., в протокол необходимо занести отчет с места происшествия, а также запечатлеть всю обнаруженную информацию с помощью фотоаппарата. Примечательно, что в таком случае капитан обязан доставить тело на сушу для судмедэкспертизы, иначе правоохранительные органы могут заподозрить его в сокрытии преступления и завести уголовное дело.
Похороны в море
В соответствии с международными нормами, капитан корабля обязан доставить тело в ближайший порт для передачи родственникам. Распорядиться посмертной судьбой усопшего он может только в исключительном случае, например, если нахождение тела на борту представляет угрозу здоровью членов экипажа. Для этого ее должен признать корабельный врач или врачебная комиссия на суше. Погребение в море допустимо произвести и по настоянию родственников умершего.
Как проходят морские похороны? Сначала мертвеца приводят в порядок: расчесав волосы и вымыв лицо, ему фиксируют бинтом челюсть и перевязывают лодыжки бечевкой. Затем по старинной традиции его зашивают в крупный кусок парусины или иного прочного материала. Чтобы образующиеся при разложении газы не подняли саван с телом на поверхность, в ткани делают несколько дырок. На торжественной церемонии, которая должна соответствовать религиозным верованиям усопшего, его укладывают на помост и, прикрыв труп флагом, сбрасывают в море. Точную дату, время и место похорон капитан записывает в бортовой журнал и при первой возможности передает членам семьи покойного вместе с его личными вещами и флагом, использованным при его похоронах.
Возвращение умершего в плавании на родину
Нюансы транспортировки тела/останков покойного домой будут зависеть от того, служил ли он на судне во время плавания или являлся пассажиром. В первом случае порядок репатриации определяет трудовой договор и законодательство государства, под флагом которого ходит судно. Российское законодательство обязывает капитана корабля, на котором служил моряк, доставить его тело домой в случае смерти – это прописано в кодексе торгового мореплавания РФ.
Если же умерший находился на борту в качестве пассажира, то вопросами возвращения его тела на родину будут заниматься государственные органы страны, куда корабль доставил его тело, дипломатическое представительство страны, гражданином которой он является, его страховая компания (при наличии полиса) или же родственники.
Возможно, вам будет интересно: