Символы смерти в искусстве Европы
Во все века в живописи люди отображали самые волнующие моменты своей жизни. И конечно немалая часть рисунков была посвящена смерти. Будь то наскальные изображения или древнегреческие фрески, везде можно увидеть оборотную сторону Бытия. С приходом христианства мученическое принятие смерти даже возводилось в культ. Держа в страхе паству, священнослужителям было проще добиваться послушания от своих прихожан.
Череп или Адамова голова
Популярное изображение черепа поверх двух скрещенных бедренных костей именуется иначе Адамовой головой. А сами бедренные кости принадлежали когда-то Еве. Останки прадавних людей были упокоены на горе Голгофа, там, где Иисус принял свою смерть. Символически это знаменует очищение всего человечества от первородного греха. По сути же любой критически настроенный человек уловит здесь несоответствия. Впрочем, для малограмотных людей того времени важнее была не логика, а лицезрение самого факта бренности Сущего.
Ангелы и всадники, забирающие души
В Средние века из-за антисанитарии в городах нередко возникали моровые поветрия. Частые эпидемии уносили порой половину жителей населённого пункта. Ещё вчера в доме были все живы, а на утро оказались мертвы. И лишь через неделю случайный прохожий обнаруживал гниющие останки. Такая массовая гибель была сродни набегам кочевых племён. Потому и Ангелов Смерти стали изображать восседающими на коне и с оружием в руках. Стремительно Всадник из Преисподней проносится по селению – и уже нет в живых никого. И стар, и млад сражены, а их души забрал с собой Смертельный Жнец.
Скелет
Кости являли собой то самое свидетельство Смерти. Мёртвую плоть разъедали червяки и падальщики, а скелет оставался белеть под солнцем ещё долгие годы. Выражение «Carpe Diem» поистине стало знаменательным. Отображённое на одной из фресок в погибшей из-за извержения Везувия Помпеи, она стала горькой насмешкой над судьбами погибших жителей. «Наслаждайся моментом» – именно такое руководство передали мёртвые живущим. Ведь в действительности человеческая жизнь длится всего лишь краткий миг по сравнению с Вечностью.
Триумф и Пляска смерти
Оба сюжета сходны между собой в своём посыле зрителю. Смерть всегда будет торжествовать над Жизнью. И не важно, поражает ли она свою жертву копьём на поле боя или мирно уносит душу с постели больного. Не важно какого сословия и достатка человек. Как бы ни старались богатые или знатные люди обезопасить себя, они гибли также, как и бедный люд.
В Пляске смерти между танцующими скелетами можно увидеть как обычных горожан того времени, так и именитых вельмож, селян, детей и старцев, поражённых болячками и вполне пышущих здоровьем. Кружась в замысловатой пляске никто не может быть уверен в завтрашнем дне. Доживёт ли философ до рассвета или купец успеет запереть двери своей лавки до заката?
В интересах Церкви была демонстрация подобных ужасающих картин. Основными спонсорами художников тех времён были именно Храмы. Так во время чтения проповеди падре мог обратить внимание пришедших на ту или иную картину. Визуализация страданий в Аду, мучений грешников, являли собой примитивные превентивные меры против насилия и преступлений.
Мёртвая природа - натюрморт
Постепенно от явной натурализации смерти живописцы перешли к условному её изображению. В 16-17 веке было не принято открыто выражать эмоции, в моде была скрытность и символизм. Именно тогда был популяризирован натюрморт. В изображениях мёртвой природы зритель усматривал всё то же противостояние Бытия и Небытия. Как и человеческое тело, неживые предметы имели свойство устаревать, изнашиваться.
Каждая картина была наполнена смыслом. Существовали даже своего рода клише, по которым можно было уловить иносказания, определить основную тему полотна. Череп всё также появлялся на рисунках, но был скорее дополнением к окружающей обстановке. Главную роль играли соседствующие предметы. Так, увядающие цветы и в особенности плоды с червоточиной указывали на угасание жизни. Если это к тому же были бутоны или не достигшие зрелости фрукты, то картина явно указывала на молодой возраст умирающего. Клепсидра или песочные часы напоминали о скоротечности жизни. Такой же смысл вкладывали художники в изображение бабочки. Пустая посуда обозначала исход в мир иной. Свечи издавна ассоциировались с усопшими. Зажжённые, они олицетворяли грусть по умершему, а потухшие – внезапно погибшего.
Натюрморт также мог предостерегать живущих от разменивания времени на увеселения и прочие излишества. Присутствие на рисунке игральных карт или кубиков выказывали увлечение азартными играми. Табачный кисет напоминал о необходимости сдерживаться в получении удовлетворения. Сабля или корона обозначали власть, а монеты – богатство. Но все эти вещи абсолютно не нужны в загробном мире.
Романтизм и кладбища
Вскоре люди начали уделять вопросам гигиены больше времени, были изобретены прививки. Теперь умирали либо на войне, либо от старости. Смерть в молодом возрасте романтизировалась. Молодые вдовы пережившие своих престарелых мужей находили утешение в своих прогулках по некрополю. Там же их могли встретить сверстники мужского пола. Подобные места не были обделены и вниманием художников. Им часто поступали заказы на изображения кладбищенских пейзажей.
Картины разрушений
События прошлого века до сих пор остались в памяти людей. Живописцы продолжают и в наши дни рисовать картины, посвящённые войнам, произошедшим в мире. Массовая гибель жертв нацистских лагерей, жителей двух японских городов до сих пор не укладывается в рамки понятий о гуманизме. Известен случай с картиной Пабло Пикассо «Герника». Когда немецкий офицер вошёл в студию и спросил художника: «Это сделали вы?», то гордый творец ответил: «Нет, это сделали ВЫ!»
Возможно, вам будет интересно: