Закрыть
Санкт-Петербург

Саван

Под саваном подразумевается прямоугольный лоскут ткани, которым укрывают тело покойного в гробу. У различных народов своё отношение к данному похоронному атрибуту. Ритуальные покрывала могут отличаться цветом, размерами, формой. Вариации зависят как от конфессиональных устоев, так и от местных культурных обычаев.

Исторические сведения

Слово «саван» имеет восточное происхождение. В арабском городе Сабана (Савана) местные ткачи производили уникального белого цвета материю. В ней было принято опускать тело умершего в могилу, таким образом символизируя очищение усопшего от земных страстей. На деле же археологи и при более ранних раскопках обнаруживали захоронения с наличием элементарного погребального покрывала.

На Руси саван заменял гроб неимущим, а впоследствии и прочим гражданам. Известно распоряжение Петра I от 1723 года, в котором он запрещал использовать для погребения древесину, как ценный продукт. Ибо «негоже тратить казённое добро на гниение». Самого же монарха через 2 года после вышедшего указа хоронили в гробу.

Материал для изготовления

Особых требований к ткани для савана не предъявлялось – использовали ту, которая была более доступна в том или ином регионе. Например, для европейских стран было характерно применение льна и конопли, для азиатских – шёлка и хлопка. Одной из дорогих материй считалась ткань из крапивы. Обнаруженные в захоронениях покрывала из этой материи на территории Дании и Австрии говорят о высоком статусе умерших.

Жители Туманного Альбиона издавна славились производством шерстяных тканей. Когда в XVIII веке в Британию стали завозить дешёвые ткани из хлопка, местные овцеводы были обеспокоены данным фактом. Для поддержания внутренней экономики парламентом был издан указ, согласно которому саваны впредь должны были изготавливаться исключительно из шерсти.

Саван в различных религиях

От того, в какой вере был воспитан почивший зависит формат используемого для погребения савана.

Старообрядчество

Похоронные обычаи староверов многое переняли от языческих традиций. Так, саван представляет собой отрез ткани в два раза превышающий рост усопшего. Покрывало складывают вдвое по короткой стороне, и место соединения с одной стороны и в ногах сшиваются. Получается своего рода ладья из ткани, имитирующая лодку отправителя душ в загробный мир.

Тело укладывают головой к сгибу ткани, а ногами и спиной – ко шву. Руки преставившегося размещают на груди, в них кладётся лестовка (чётки). После уложения саван сшивается, края обрабатываются кружевом или вышивкой крест-на-крест. Возле головы швея делает крупные стежки и стягиваем материю возле лица. Таким образом получается кокон для умершего.

В завершении с тыльной стороны шеи заводят верёвку или узкую ленту и обвивают ею тело три раза перекрещивая: на груди, на бёдрах, у щиколоток. Считается, что в такой кокон был спелёнут Лазарь, которого воскресил Иисус от смерти.

Православие

Используется белое, серебристое или молочного цвета покрывало длиной 2 метра, шириной 60-90 см, в зависимости от габаритов тела покойного. На ткани можно увидеть вышивку, религиозный принт, кружевную оборку. При прощании саван отогнут на уровне груди, перед забиванием крышки гроба его опускают на чело.

Западные течения

В последнее время на Западе погребальное покрывало в гроб используется факультативно.

Ислам

Тело мусульманина перед погребением должно быть завёрнуто как минимум в два отреза материи. При чём если наружный не полностью обёртывал тело, то предпочитали оставлять непокрытыми ноги, а голову закрывать полностью. В одно погребальное покрывало заворачивают умершего новорождённого и плод, исторгнутый из чрева во время выкидыша. Скончавшегося малолетнего ребёнка стараются завернуть в два куска ткани, но допускается обёртывание в один саван. Погибшего при совершении джихада не переодевали, а хоронили в той же одежде, обернув одним покрывалом.

Классическое похоронное облачение для мужчин состоит из таких частей:

  • лифофы – наружного, самого длинного отреза материи;
  • изора – отреза ткани, которым оборачивается туловище правоверного;
  • камиса – нательной рубахи без швов.

Иногда поверх головы наматывают ещё один отрез ткани в виде чалмы.

Для женской половины одеяние дополняется:

  • химором – наголовным платком;
  • Синабандом – лоскут для дополнительного укрывания тела от плеч до колен.

На похоронах используют хлопковую материю – бязь, ситец, сатин. Более плотную ткань – для наружного облачения, мягкую – для нательного. В обычной одежде мусульманина стараются не хоронить, но в последнее время данное правило часто игнорируется. Главное, чтобы костюм был скромный и траурных цветов – белого, молочного, чёрного, зелёного.

Иудаизм

Самое простое погребальное облачение у иудеев. Согласно религиозным канонам, еврей не должен отличаться от своих собратьев во время погребения, в каком бы достатке он ни прибывал при жизни. После того как тело усопшего обмывается в большом количестве воды (в среднем выливается около 1-2 вёдер воды), его оборачивают в лоскут ткани длиной до 12 метров.

Индуизм

Саван в индуизме состоит из двух частей:

  • нательного облачения из шёлка, которым покрывают обмытое тело,
  • праздничного плотного покрывала, накидываемого поверх носилок с телом.

Церемония состоит из последовательного погружения преставившегося в воды Ганга, а затем сожжения на погребальном костре. Прежде чем приступить к кремации верхнее покрывало снимают, а затем выстирывают в реке.

Народные обычаи, пословицы, поговорки

Образ савана предстаёт в устном народном творчестве жителей России.

Жили славой, а умерли – чужой саван. Праздная жизнь приводит к нищете в старости.

Схватился Савва, как жена сшила саван. Слишком поздно решился изменить что-то, уж и помирать пора.

Зима укрыла землю белым саваном. Символ увядания природы, зимней спячки, а белый снежный покров ассоциируется с погребальным покрывалом.

Возможно, вам будет интересно:

Консультация по организации похорон
Звоните
Оставить заявку на звонок

Консультант по сложным вопросам

Бесплатная консультация

Закажите звонок

Закажите звонок!

Мы перезвоним в удобное время.

Круглосуточная справочная+7 (812) 292-22-22