Происхождение слова Смерть
Откуда взялось то или иное слово в нашей речи – над таким вопросом задумываются немало думающих людей. Слово «смерть» привлекает своей необычностью, связью с миром Иных и действительно его этимология привлекательна. Конкурентом может являться разве что слово «жизнь». Но если при упоминании «жизнь» мы можем в памяти восстановить немало образов, то относительно «смерти» существуют лишь предположения и описания, взятые из мифов и произведений фантастов.
Тайна смерти
Куда человек направляется и что его ждёт после летального исхода? На этот вопрос ни у кого нет достоверного ответа. Тайное интерпретируется по разному. Религии часто рассказывают живущим о Рае и Аде, Небесных сферах. Агностики склоняются к понятию Иной Вселенной. Потусторонняя жизнь окружена для живущих непроницаемым ореолом тайны.
Слово может быть препарировано
Путь познания тайны иногда приводит в тупик или к прочему неизвестному. Но ведь так интересно столкнуться с чем-то неведомым и наконец разгадать волнующую загадку. Направления поиска могут быть разными. И один из них – погрузиться в изучение слова, определяющего исход в иной мир. Откуда оно взялось, что скрыто за его завесой? Ведь наши предки порой интуитивно называли определёнными именами явления, стараясь потомкам в звуковом ряде передать интересующую их информацию.
Санскритский корень MRTI и общеславянская приставка «СЪ-»
В этимологическом словаре Фасмера можно найти следующую версию. Понятие «смерть» образовано путём «ославянивания» санскритского корня MRTI, обозначающего уход из жизни. То есть, не находя в своей речи достойного обозначения, наши предки воспользовались заимствованием из древнего языка.
От окончания жизни ВООБЩЕ к окончанию СВОЕЙ жизни
С давних времён люди пытались разгадать, как смерть одного из членов общества влияет на остальных. Ведь по сути жизнь не останавливалась для других. Понятия «гибель» и «кончина» стали первыми из абстрактных, вошедших в речевой обиход племени. Данные определения не связывали с обстоятельствами и временем произошедшей трагедии. В то же время приставка «СЪ» чётко указывала на принадлежность – «СВОЯ». То есть, СЪ-МРТЬ означало СВОЮ гибель, личную кончину. Нейтральное понятие преобразовывалось в благо, поскольку принадлежность СВОЙ всегда определяло благое.
Смерть как смрад
Другую версию о происхождении понятия «смерть» выдвинул академик Б. А. Рыбаков. Он связывает «смерть» и созвучное ей «смрад», делая упор на физиологический подтекст. Скончавшийся обнаруживает себя разложением плоти и невероятно отвратительным запахом – смрадом. Именно так определяли члены племени умершего, а не заснувшего сородича.
Сожжение мёртвых в качестве первобытной санитарной нормы
Запах от тленной оболочки ушедшего в мир иной становился со временем всё хуже. Вдобавок, мёртвая плоть выделяла в окружающую среду немало болезнетворных бактерий. Заразиться можно было даже не прикасаясь к умершему, а лишь находясь возле. Дабы противостоять болезнетворному рассаднику, тела сжигали. Запах при этой процедуре также был достаточно неприятным – СМРАДОМ.
СМЕРТЬ и СМЕРД – один корень?
По третьей версии, хозяина погребали вместе с его рабами, то есть смердами. Чтобы и в загробном мире было кому обеспокоиться о бытовых условиях почившего. Практика совместного умирания как раз и именовалась СЪ-МЕРТЬю или гибелью вместе СО-СМЕРДами.
Возможно, вам будет интересно: