Поминовение в иудаизме
Конфессиональные обряды жителей Санкт-Петербурга во многом разнятся друг от друга. Так, в иудаизме не принято собираться за общим столом с яствами и поминать почивших. Скорбящего еврея скорее можно найти дома в одиночестве сидящим на коленях или читающим Тору в синагоге. Далее будет подробнее изложено об иудейских поминках.
День похорон
После похорон родственников оставляют наедине с их горем, застолий не устраивают. Так называемая трапеза сочувствия – это способ соседей и близких облегчить страдания родственников усопшего. Она состоит из блюд округлой формы – сваренной в мундире картошки (как обозначение невосполнимого горя), отварных яиц (отождествляющих Вечность), небольших булочек и бобовой похлёбки. Такая скромная еда призвана поддержать силы домочадцев после столь тяжёлого испытания – похорон, а не нацелена на поминовение упокоенного.
Траур
Условно говоря, траур начинается для членов семьи с первого же дня, когда они получат известие о смерти близкого. В знак скорби следует надорвать одежды в районе грудины. При чём обряд криа проводится над тем нарядом, в который в то время был облачён иудей. Однако, если это был праздничный костюм, то разрешено переодеться в более скромное облачение.
Онен – период до погребения. Условности в общем случае не соблюдаются. Родственники в первую очередь должны воздать последние почести почившему, и лишь затем заниматься обрядовой частью траура.
Шива – первая неделя после кончины. Особо глубокий траур. Домочадцы пребывают дома, не стригутся, не принимают ванны, не расчёсываются, пребывают в молчании и скорби. Чаще всего их можно найти сидящими на полу на коленях или на низенькой табуретке, облачёнными в одежду с криа и обутыми в полотняную обувь. Дверь в дом оставляют открытой, чтобы пришедшие выразить своё сочувствие не отвлекали от скорбных мыслей родню.
Шлошим – первый месяц после смерти. Разрешено соблюдать гигиену, выйти на работу, делать минимум домашних работ. Н 30-й день посещают могилу, в синагоге старший сын читает «Кадиш» в присутствии миньяна. Если в семье остались только женщины, данную молитву поручают произнести уважаемому человеку из общины.
По родителям – траур до года. По смерти родителей иудеи соблюдают траур целый год. И криа производят с левой стороны, тогда как по остальным родственникам – с правой. Ткань после можно соединить намёткой, но никогда не зашивают разрыв полностью.
Важно! Застольные поминовения по окончанию шлошима и шивы не проводят.
Посещение кладбища
На погост приходят ровно через месяц и ровно через год после погребения, а затем – в годовщины. К могиле вместо цветов приносят небольшой камешек, которым отмечают свой визит. За одно посещение к месту захоронения подходят единожды. При поминовении кладут левую руку на памятник и мысленно проговаривают, что хотели бы сказать покойному.
Йорцайт
В полном смысле поминовение почивших происходит в годовщины. При чём в первый год отмечают в дату похорон, а уже в остальные – в дату реального летального исхода. На иврите день поминовения называют "йом зикарон," а на идиш "йер цайт". С вечера накануне йорцайта зажигают свечу. Гореть она должна сутки – до следующих сумерек. Также допустимо зажигать лампу или другой постоянный источник света.
Ровно через 12 месяцев после погребения посещают могилу. При этом в високосный день даты смещаются. После кладбища идут в синагогу, где читают соответствующую поминальную молитву (аскару или изкор), псалмы из книги Теилим и напоследок Кадиш при наличии полного миньяна. В память об усопшем подают цдаку – пожертвования.
В йорцайт поминовение проводят в строгой обстановке, по маме и папе часто постуют. При этом угощать пришедших не возбраняется. В начале приёма пищи обязательно вспоминают усопшего и говорят, что трапеза устроена в его честь, для возвышения его души. Количество блюд малое, в этот день важнее прочтённые слова из Торы – они помогают душе почившего возвыситься духовно в других мирах.
Дни поминовения у иудеев
Помимо йорцайта иудеи поминают своих умерших в такие праздники:
- Йом Кипур или День искупления;
- Шмини Ацерет или восьмой день после праздника Суккот (в Израиле проходит в тот же день, что и Симхат Тора);
- Последний день Песах (седьмой в Израиле, восьмой – в других странах);
- Шавуот или День дарования Торы.
В эти дни обязательно приходят в одну из синагог на Лермонтовском проспекте для прочтения поминальных молитв и отрывков из Торы. При невозможности посетить синагогу молитвы читают в семейном кругу. В каждый из этих праздников оговорен собственный стол, потому поминальная трапеза подстраивается под него. Например, в Шавуот принять употреблять только молочное.
Поминальные молитвы
На каждый случай существуют свои поминальные молитвы:
- Изкор – для умерших мамы и папы,
- Аскара – для других родственников, друзей, знакомых,
- Кадиш – во славу Всевышнего
При прочтении молитвы Изкор по тексту вставляют еврейские имена скончавшегося и его отца. Поскольку в ней упоминается про цдаку, то следует совершить подаяние после прочтения. Те, у кого умерли отец или мать не произносят поминальных молитв в первый год по смерти, а лишь присутствуют. Те, у кого живы оба родителя выходят из синагоги при прочтении Изкора или Кадиш-Ятом (кадиш сироты).
Кадиш
Молитва Кадиш по сути не является поминальной. Она произносится после остальных молитв и псалмов, стоя, во славу Господа, при обязательном наличии 10 мужчин иудеев (миньяне). Всего существует 4 вида Кадиша. На смерть читается Кадиш-Ятом – кадиш сироты.
Основное назначение Кадиша – поддержать человека в трудную минуту, помочь не разувериться в Боге. Именно троекратное произнесение молитвы в первый год по смерти близкого поможет справиться с потерей, пережить невыносимое горе. Смирение будет исходить из уст скорбящего, ведь он будет продолжать прославлять даже испытывая несказанную печаль.
По родителям кадиш принято читать старшему сыну, даже если он последний ребёнок в семье и ещё не достиг религиозного совершеннолетия. При отсутствии сыновей кадиш может прочесть дочь, но это не обязательно. Обычно поручают прочесть молитву одному из мужчин, членов иудейской общины.
Возможно, вам будет интересно: