Похоронное дело в Российской империи
Долгое время похороны в России оставались делом прихода: православных христиан хоронили на территории небольших погостов, а со всем необходимым для погребения помогали члены общины. Владеющие плотницким мастерством изготавливали гроб, родственники или знакомые омывали и обряжали покойного, помогали выкопать могилу и донести тело. Церковь выделяла участок для захоронения, расположение которого обычно определялось социальным положением умершего. Знатных людей хоронили под полом церкви и вблизи стен, а для бедняков отводили самые дальние участки погоста. В остальном на кладбищах было мало порядка: планы захоронений не составлялись, специальные территории под них не выделялись. Когда тела перегнивали, могилы использовали вновь, так что на сельских и деревенских кладбищах можно было обнаружить множество слоев захоронений.
Обычно у общины также имелась скудельница, или Божий дом. Скудельницы представляли собой что-то вроде общей могилы и были призваны решить две важные проблемы. Во-первых, там хоронили всех, чьим погребением было некому заниматься: странников, нищих, умерших при эпидемиях, а также самоубийц и людей, скоропостижно скончавшихся без покаяния. Во-вторых, туда временно помещали тех, кто умер в зимнее время года. Разбить замерзшую землю не было возможно ни заступом, ни ломом, поэтому тела хранили в скудельницах, а по весне к ним приходили добровольцы и занимались погребением. Уход за подобными местами тоже производился на усмотрение членов общины.
Не было строгих правил и во многих других вопросах, касавшихся смерти, например в составлении завещаний. Имели хождение завещания, написанные явно не самим покойным и не содержавшие его подписи. В таких случаях достаточно было найти свидетеля, который бы подтвердил, что человек был слишком немощен и нуждался в помощи того, кто записывал его последнюю волю. Существовали и другие откровенно недобросовестные практики, открывавшие желающим путь к обогащению на чужой смерти, вроде продажи так называемых гробовых паспортов. За отдельную плату представитель духовенства мог составить особый документ для предъявления Николаю Угоднику, подтверждавший праведность покойного. Само собой, служили такие паспорта только для чужого заработка.
Несмотря на очевидную необходимость, до второй половины XVII века государство не считало нужным вмешиваться в эти стихийно сложившиеся обычаи и не пыталось хоть сколько-нибудь упорядочить все стороны процесса погребения.
Реформы XVIII века
Первая подобная попытка относится к 1657 году. К тому времени в России, как и во многих европейских странах, начали возникать вспышки опасных заболеваний. Города стремительно разрастались, и вопросы урегулирования порядка захоронений больше не могли ждать. Ко второй половине XVII века власти запретили похороны на территории Кремля (раньше у Кремлевских стен дозволялось хоронить простой народ), а также сформулировали требования к определению границ погостов.
В годы правления Петра I реформы приобрели более основательный характер. Было установлено производить погребение на третий день после кончины (ранее это часто делалось прямо в день смерти). Также вводился запрет на дубовые и сосновые гробы – ценная древесина требовалась для флота, а для похоронного обряда подходили и другие породы дерева. Гроб в те времена представлял собой цельное бревно с выдолбленным углублением, и только позже приобрел ту форму, которую мы знаем сегодня. Также император создал Печальную комиссию, которая разработала похоронные обряды для знатных господ и установила определенный порядок траурных шествий. Впоследствии этой обрядности стали подражать и обычные горожане.
Позднее кладбища, расположенные в крупных городах, подверглись реорганизации. Жители Москвы и Петербурга все чаще стали жаловаться на распространяющийся смрад, поэтому прежние переполненные погосты засыпали, а новые создали на окраинах. В конце концов при Екатерине II кладбища постановили организовывать только за чертой города. Однако кроме места расположения и размера в них практически ничего не поменялось. Четкой планировки по-прежнему не было, как и надлежащего ухода за захоронениями. Стоит сказать, что ни община, ни церковь, ни государство на протяжении последующей истории так и не приняли на себя обязанность следить за состоянием могил, поэтому запущенность еще надолго осталась нормой для большинства кладбищ.
Хотя в источниках того времени встречаются отдельные упоминания о лавках, торгующих гробами, в XVIII веке сферы предоставления профессиональных ритуальных услуг еще не существовало. Настоящий расцвет похоронного дела придется только на конец XIX века – тогда конкуренция на этом рынке станет огромной.
Похороны в XIX веке
В XIX веке большинство вопросов, касающихся погребения, были законодательно урегулированы. Было установлено допустимое расстояние от жилых зданий до захоронений, определена глубина могилы, введен запрет на использование кладбищенской земли под пашню. Также сохранялся старый порядок, согласно которому кладбища относились к юрисдикции религиозных и национальных общин, а организация частных кладбищ запрещалась. Впоследствии отношение к частным захоронениям не изменилось: на территории России этот запрет действует до сих пор.
Благоустройство кладбищ Врачебный устав 1899 года вменил в обязанность артелям могильщиков, однако ситуацию это не улучшило. До Октябрьской революции так и не были созданы генеральные планы кладбищ с делением на участки. Учет захоронений не велся должным образом, а церкви и артели использовали вырученные от похорон деньги по своему усмотрению. В результате уход за могилами практически не осуществлялся.
Формирование рынка ритуальных услуг
В конце XIX века наконец началась профессионализация похоронного дела. Были созданы первые ритуальные агентства, которые предлагали все необходимое для погребения. Желающие могли заказать отпевание и литургию, получить помощь носильщиков при транспортировке гроба, воспользоваться услугами плакальщиц и читальщиков. Ритуальные товары также предоставлялись в широком ассортименте – можно было приобрести и гробы, и венки, и другую необходимую атрибутику. Все это отвечало общему росту похоронной индустрии, происходившему на протяжении XIX-XX веков – соответствующий рынок усложнялся, к профессиям гробовщиков и могильщиков добавлялись новые, до сих пор не существовавшие: водители катафалков, флористы, гримеры и т.д.
Законы того времени закрепляли систему чинов погребения – иными словами, каждому человеку в Российской империи полагались ритуальные услуги, соответствующие его сословию. Так, похороны по низшему разряду обходились горожанам в 40-45 рублей, а для представителей высших слоев общества цены доходили до 1000 и более. Таким образом, похоронное дело сразу же стало чрезвычайно выгодным, и некоторые из ритуальных агентств выручали за похороны знати до 700% прибыли. Естественно, за богатых клиентов приходилось конкурировать, так что в домах покойных могли встретиться представители сразу нескольких компаний, наперебой старающиеся предложить свои услуги.
Что касается кремации, в дореволюционной России условия для нее по-прежнему отсутствовали. На территории страны в то время существовал один-единственный крематорий, расположенный во Владивостоке, причем создавался он для кремации японских подданных, погибших в Русско-японской войне.
Возможно, вам будет интересно: