Закрыть
Санкт-Петербург
  Погребальные обычаи тувинцев

Погребальные обычаи тувинцев

Республика Тыва находится в географическом центре Азии. На 4/5 населяет её коренной малочисленный народ Севера – тувинцы. Остальные жители – русские и хакасы. Всего в данном субъекте Российской Федерации проживает около 330 тысяч человек.

Предки тувинцев – тюркоязычные, кетские, самодийские и даже индоевропейские племена из Центральной Азии. На такой смешанный народ в своё время оказали большое влияние монголы, с VIII века по XIX век властвовавшие над данной территорией. Ныне тувинцы занимают 3-е место среди малочисленных коренных народов Севера и расселены также в Красноярском крае, Иркутской и Новосибирской областях. За границей малочисленные диаспоры существуют в Китае и Монголии.

Представления тувинцев о загробном мире

По верованиям тувинцев вся Вселенная делится на Нижний, Верхний и Средний миры. Средний мир населён людьми – он так и назывался Ортаа ортемчей (земная сфера). В Верхний мир Устуу оран могли попасть после своей смерти только герои, шаманы и те, кто своими прижизненными деяниями заслужил добрую память. Соответственно те, кто жил неправедной жизнью, отправлялись после своей кончины в Нижний мир Адакы оран. Решали, чья душа куда отправится, правитель Царства мёртвых Эрлик-хан Дываажан и владыка Небесной сферы Курбусту-хан. Но это было не конечное местопребывание. Спустя определённое время душа из Верхнего или Нижнего миров вновь возрождалась в Срединных землях, но обретала тело высшей или низшей сущности. В такой непрерывной реинкарнации следует усматривать влияние буддийских верований соседних племён.

Представления тувинцев о душе

В классическом варианте тувинцы предполагают существование в теле человека трёх душ:

  • жизненной силы сулде,
  • духовного двойника сунезин,
  • сознания кут.

Однако в отдельных регионах предпочитают верить в дуалистичную природу души: тёмная ипостась отвечала за плотское и оставалась возле могилы после смерти, а светлая ипостась гуляла по миру, навещала родственников и памятные места ещё 49 дней.

На юге Тувы также верили в тройственность души:

  • Плохая душа муу-сунус умирала вместе со своим владельцем.
  • Хорошая душа сайн-сунус выполняла роль ангела-хранителя и потому сразу по кончине отправлялась на суд к Эрлик-хану и Курбусту-хану. Если она хорошо заботилась о человеке, то переходила в Верхний мир, если нет – то в Нижний.
  • Средняя дунд-сунус в течение жизни никак себя не проявляла, но именно она гуляла по миру ещё 49 дней после летального исхода, а потом отправлялась на судилище через пустыню в которой обитают 108 злых духов.

Предпохоронные ритуальные обряды тувинцев

Подготовка тела

В юрту (дом) к умершему приходят все его родственники и знакомые. При чём кто первый явился – тот и занимается раздеванием мертвеца. Остальные помогают одевать в новую или мало ношеную одежду, а затем труп заворачивают в войлок. Издавна считалось, что погребальный наряд не должен быть с пуговицами, лацканами или иными украшениями.

Ритуалы и суеверия

В первые 49 дней после смерти умершего не называют по имени, не раздают его вещей. Всё это время должна в жилище гореть особая лампада или свеча – чула. Пока скончавшийся находился в юрте (комнате) домочадцы не засыпали – чтобы усопший не забрал с собой душу на тот свет. Всё это конечно потому, что мертвецов опасались и ждали от них подвоха.

Соболезнования

Соболезнования принято выражать табаком. Родственникам приносят сигареты, жильё в котором находится покойный также окуривают табаком.

Защитный обряд

Используют таковой на западе Республики Тува, в Бай-Тайгинском районе. Члены семьи из теста лепили фигурку умершего и быка размерами в 15-25 см в высоту. На вьючное животное надевали миниатюрную уздечку, седло, перемётные сумки, на покойного – характерную одежду, обувь, головной убор. Пока один из родственников окуривал очаг смесью пороха и смолы, обходя его по солнцу, другой выносил фигурки на улицу. Процессия шла в указанное шаманом место и торжественно сжигала фигурки и золу из плошки от окуривания на разведённом костре. По завершению обряда, когда огонь почти потухнет, один из сопровождавших мужчин стреляет в костёр из ружья или лука. Историки в этом обряде усматривают отголоски давнего обычая сжигать умерших на погребальном костре.

«Кормление» покойника

Оригинальный обряд «кормления» покойника сохранился до наших времён. Для начала выбирают откормленного барана из стада и подводят к юрте умершего. Как только животное подаст голос – его тут же забивают. Самые вкусные кусочки принято было сжигать на ритуальном костре с приговором: «Ты помер, не плачь, не ты первый: ешь мясо, пей вино, ешь просо, пей чай». Закрепляли свои пожелания щепотью табака, которую каждый из присутствующих также бросал в ритуальный костёр. Только после задабривания мертвеца выносили из юрты.

Варианты данного обряда для городских жителей:

В доме, где находился умерший, ставили столик с угощениями. Обязательными блюдами были: бычья берцовая кость, приготовленные рёбра, ритуальное блюдо из теста на топлёном масле – сур. В исключительных случаях ограничиваются кроплением молоком или солёным чаем по ходу траурной процессии – от катафалка (входа на кладбище) до места погребения. Также допускается обсыпание могильного холма после захоронения ячменём или просом.

Похороны у тувинцев

От дома до места погребения умершего было принято везти на коне: либо усадив в седло, либо перекинув через него. Поскольку в РФ использование гробя является обязательным на похоронах, ныне усопшего транспортируют конём на носилках. Или на привычном автокатафалке.

Прежде чем умершего опустить в могильную яму, возле места захоронения сооружали костёр. На нём было принято сжигать можжевельник, кусок баранины, куски печени в жире, сало, табак. Было принято также сбрызгивание грунта у могилы солёным чаем или молоком. Таким образом задабривали не только новопреставившегося, но и остальных покоящихся на погосте. На соседних участках родственники умершего оставляли монеты или угощения, чтобы нового покойника хорошо приняли.

После захоронения могилу объезжали на коне по часовой стрелке, опрыскивая почву молоком или алкогольным напитком арак, окуривали ветками можжевельника всех присутствующих на похоронах – «чтобы упокоенный не увязался вслед». По возвращению с кладбища тщательно мыли руки и лицо смесью воды и молока.

Поминки у тувинцев

Поминальные трапезы устраивали в день похорон, по истечению 7 и 49 дней после. Традиционными считались такие блюда: отварная баранина, сыр, топлёное масло, солёный чай с молоком, алкогольный напиток арака.

На поминальной трапезе часто присутствовал шаман. В его задачу входило провести специальные оградительные ритуалы, чтобы души из мира мёртвых не переходили в мир живых. На поминках часто можно наблюдать сценку, как шаман разговаривает с душой умершего, расспрашивает её, хорошо ли её похоронили, как себя чувствует, не таит ли обиду на кого из родственников и близких? На протяжении всего действа мужчинам следовало раскуривать трубки или сигареты, «угощая» дымом ушедшего из жизни. По окончанию трапезы вновь совершали «кормление» мёртвого, но на этот раз используя поминальные блюда.

Кладбища и места захоронений у тувинцев

Места захоронений тувинцы старались размещать на возвышенностях, неподалёку от водоёмов или рек. Раньше было принято умерших из одной семьи хоронить неподалёку друг от друга. Сейчас от данной традиции отходят, поскольку появилось суеверие, что таким образом можно вызвать новые смерти в семье.

Могилу рыли глубокую – до 2-х метров. Конечно, если позволял грунт и расположение подземных вод. При погребении яму устилали войлоком или белой тканью, в других регионах вместо них под гроб или тело укладывали хвойный лапник. Ещё один вариант – дно засыпали зерном, а в изголовье устанавливали белый камень. После того, как мертвец опущен в могилу, к нему спускали запасной комплект одежды, его инструменты, оружие. Если позволял достаток, то на похоронах забивали для мужчины его ездового коня, а для женщины – овцу или горного яка (сарлыка).

Ещё в прошлом веке наряду с традиционным ямным захоронением тувинцы использовали наземный способ упокоения. Для этого скончавшегося заворачивали в плотный саван, укладывали на солнечном склоне горы головой к вершине, а затем закладывали могилу камнями.

Надгробные сооружения у тувинцев

Места захоронений было принято отмечать ритуальными сооружениями. Например, крупными камнями на могиле обозначали количество детей умершего. Для покойника из зажиточного рода в изголовье ставили каменную стелу причудливой формы. Резец мастера мог вытесать животное, дерево или тотем рода. Чем старше был почивший – тем выше должен был быть памятник. Ещё один вариант ритуального надгробия – мемориальная деревянная пирамидка турускал.

Возможно, вам будет интересно:

Консультация по организации похорон
Звоните
Оставить заявку на звонок

Консультант по сложным вопросам

Бесплатная консультация

Закажите звонок

Закажите звонок!

Мы перезвоним в удобное время.

Круглосуточная справочная+7 (812) 292-22-22