Погребальные обычаи ненцев
Ненцы относятся к малочисленным коренным народам севера. Их численность по России приблизительно составляет 45 тысяч человек. При этом большинство проживает в Ямало-Ненецком автономном округе Тюменской области (29,7 тысяч – 6% от всех жителей АО) и Ненецком автономном округе Архангельской области (7,5 тысяч – 17,5% от всех жителей АО). В обоих регионах проживают тундровые ненцы. Вторая этническая группа, насчитывающая всего несколько тысяч человек, – лесные ненцы – обитают в междуречье Оби и Енисея.
Этноним «ненец» переводится как «человек». Иногда можно услышать самоназвание «ненэй не-нэць», обозначающее «настоящий человек». В прошлом народность также именовали «самоедами», «юраки», «хасово». Ныне эти названия считаются устаревшими.
Представления ненцев о загробном мире
В представлении ненцев загробный мир полностью повторял мир живущих, вплоть до ландшафта. Вот только территориально он мог размещаться как «далеко на севере», так и «высоко в небе» или «под землёй» – точного местоположения у него не существовало. Что можно было точно сказать про потусторонний мир, что сущности из него, различные хромые, слепые, однорукие и одноногие духи смерти, могли спокойно проникать в мир живых и наносить людям вред. Также существует немало преданий, в которых герои отправлялись в подземный мир и, одолев очередное хтоническое божество, возвращались со славой домой.
Представления ненцев о человеческой сущности
Человеческая сущность слагалась из тела («нгая»), дыхания («инд») и тени («синдрянг»). Последние две принято было относить к духовным составляющим. При чём дыхание было присуще всем представителям флоры и фауны. Оно означало здоровье, а заболевания дыхательной системы свидетельствовали о приближении смерти. О летальном исходе так и говорили: «инд молей» – дыхание ушло, или «инд хамы» – дыхание прервалось.
Тень была присуща только человеку. Это был своего рода оберег от потусторонних сил. Во время ночного отдыха «синдрянг» отвечала за сновидения. Если человек сходил с ума или проявлял иные формы беспамятства, то говорили, что это тень покинула его.
В отельных сказаниях упоминалось о том, что дыхание-инд, после того как покинуло тело, представало перед верховным божеством Нуму, а блуждающая без тела тень через несколько лет настолько ослабевала, что её пожирали злые духи. В то же время тень погибшего насильственной смертью оставалась бродить по земле и преследовала своих обидчиков, а когда и просто попадающихся ей на пути путников.
Предвестники смерти
Ненцы – глубоко суеверный народ. Из поколения в поколение передавались приметы и предзнаменования, сулившие скорую смерть в родне. Например, обнаружение в чуме змеи или птицы трактовалось негативно. О скорой кончине могли свидетельствовать нервный тик или неосторожное движение. Плохой знак усматривался в дурном сне, неосторожном слове и даже в потрескивании огня. В качестве превентивных мер каждый раз следовало провести определённый очищающий ритуал.
Подготовка к похоронам
Итак, не смотря на все ритуальные действия, смерть постигла семью. В этом случае ненцы старались как можно скорее упокоить умершего. Традиции рекомендовали совершить погребение не позднее следующего дня. А пока вся родня занималась предпохоронными хлопотами.
Заготовка гроба. Древесину на смертный одр заранее не готовили, только после случившейся трагедии. Во время изготовления гроба проводилось жертвоприношение оленя, а то и нескольких.
Обряжение. Обмывание тела не проводилось. Хоронили в той одежде, которая была на человеке в момент смерти. Более того, на умершего одевали сверху и те одеяния, что он носил при жизни. Если таковых было много, то их просто укладывали рядом. После труп аккуратно заворачивали в шкуры или полог чума.
Вынос тела. Выносили умершего после обряжения через специально для этого проделанную дыру в чуме. Напрашивается аналогия с выносом гроба через угол клетей или окно у славян.
Транспортировка. Завёрнутое в шкуры тело клали на нарты и крепко привязывали верёвками. На переднюю планку крепили колокольчик, извещавший своим звоном, что везли покойника. Другие сани грузили личными вещами усопшего и досками для гроба.
Последний обход. Перед отправкой на кладбище (хальмер) нарты с умершим объезжали вокруг чума по часовой стрелке. После того как похоронная процессия покидала стойбище все его жители и олени трижды совершали обход по кругу, но уже вокруг всего селения. Далее в обязательном порядке проводились очистительные обряды.
Важно! Каким бы длительным ни был переход до места погребения, на сани ни в коем случае не разрешалось присаживаться или становиться!
Кладбище и похороны у ненцев
Кладбища ненцев представляли собой возвышенности. При чём каждый холм имел родовую принадлежность, а хоронить надлежало членам одного семейства. По прибытию на место сооружался гроб в форме просторного прямоугольного ящика из досок. У изголовья закреплялась планка для вывешивания колокольчиков и прочих металлических предметов.
Гроб с умершим располагали головой на запад, туда где заходило солнце. В гроб, помимо одежды, клали необходимый покойному в загробном мире инструментарий. Чтобы почивший быстрее смог добраться до Царства Мёртвых, оленей, что везли его нарты, забивали тут же. Ранее туши животных не трогали, но в последнее время у могилы оставляли лишь черепа, распределяя мясо между участниками процессии.
Традиционно ненцы, как и большинство других северных народов, устраивали наземные похороны. Гроб просто закидывали лапником, разломанными нартами, землёй, листвой или хворостом. Иногда поверх упокоения сооружался сруб или просто крыша. Для младенцев и детей практиковали воздушные погребения – привязывали их останки к дереву или оставляли в дупле.
Поминальные практики ненцев
Особых дней для поминовения умерших у ненцев не существует. Разве что ранней весной, пока ещё почки не набухли, устраивалась одна общая тризна. При этом все блюда должны были быть горячими. С котлов снимали крышки и давали пару «насытить» души умерших.
В принципе представители этой народности старались избегать всего, что отождествляется со смертью. На могилы не ходили и никак не облагораживали места погребений. Конечно, если при выпасе оленей приходилось идти мимо родового кладбища, то умерших родственников поминали словом. Однако в остальных случаях старались избегать мест захоронений. Если вдруг покойник приходил во сне, то на следующий день приносили в жертву оленя.
Нгытырма – посмертный образ умершего
Спустя 7 лет после похорон шаманы у ненцев создавали нгытырму – своего рода посмертную куклу, отождествляющую умершего. Для изготовления брали деревянный шест с могилы умершего (часть разломанных нарт), которому придавали сходство с упокоенным путём вырезания облика и обряжения в одежды скончавшегося. Несколько лет, а то и поколений в роду ухаживали за этой куклой, сажали за стол, укладывали спать, а уже затем хоронили в отдельной могиле.
Возможно, вам будет интересно: