Погребальные обычаи хакасов
Народ хакасы имеет очень древнюю историю. Их предки заселили Минусинскую котловину, что находится на юге Сибири, между Кузнецким Алатау, Восточными и Западными Саяну, ещё в каменном веке. Как этнос, хакасы консолидировались в начале ХХ века. До этого они представляли разрозненные тюркские, кетские и самодийские племена южносибирской тайги, что платили дань енисейским киргизам, т. е. были кыштымами. Самоназвание хакас предположительно пошло от китайских хронистов, записавших народность как «хаас» – родственные люди.
Согласно переписи 2010 года в России проживало около 73 тысяч хакасов. Из них 63,6 тысяч – в Хакассии, 4,1 тысячи в Красноярском крае, менее тысячи – в Тыве, Томской, Кемеровской, Иркутской и Новосибирской областях.
Представления хакасов о душе и загробном мире
Хакасская культура переживала расцвет в VI-XII веках – тогда образовался древнехакасский язык и культурные обычаи. С тех времён традиции претерпевали серьёзные изменения под влиянием киргизов (сюзеренов), монголов (враждующих соседей) и русских (завоевателей Сибири). Насильственная христианизация привела к утрате многих верований. Те, что дошли до наших времён сохранились благодаря трудам этнографов XVII-XVIII веков.
Душа
Как и других народов Сибири, хакасы считали, что в человеке совместно обитает 3-5 душ. При этом утрата главной из них – «тын» или дыхания – означало физическую смерть человека. По поверьям, тын отлетала от тела и превращалась в птицу: в журавля у взрослых, в ласточку у детей, в жаворонка или кукушку у богатырей.
Вторая душа, «чула», жила в глазах человека. После смерти она превращалась в поминальную душу «суне», ещё год жила и бродила по памятным для умершего местам, а потом удалялась в загробный мир.
В молодых людях жила мстительная душа «харан» или «харазы». С возрастом она засыпала. Но если человек умер рано или насильственной смерть, то харан мстила за своего хозяина. Она оставалась на месте смерти и могла навредить живым, если те потревожили её обитель.
У северных хакасов четвёртая душа «ооп» отвечала за останки. Она берегла их после смерти до тех пор, пока они не истлевали полностью. Пятая душа «эбертых» после кончины превращалась в вихрь. Её точное предназначение не ясно.
У шаманов также имелась душа «мыгара» – мистическая сила, которую он получал при посвящении. Её принято было получать в столице шаманов Хан Ордасы. Ныне это посёлок на северо-западе Казахстана.
Царство Мёртвых
Царство Мёртвых в представлении хакасов было антагонистом Миру Живых. Там было холодно и голодно, царил полумрак, а души испытывали скорбь и печаль по утраченной жизни. Располагался мир умерших, как водится, под землёй.
Предпохоронные обряды хакасов
Для хакасов умерший становился «тон сёёк» – то есть, «просто костями». Труп положено было класть у двери на кору или доски. Затем старейшие члены семьи одного пола с покойным обмывали его. Совершивших обряд окуривали можжевельником или чабрецом, чтобы отогнать злых духов. В награду им давали мыло, полотенце, одежду умершего.
Обряжали усопшего в праздничную, но обязательно ношенную им, одежду. Иначе облачение могло «не пристать к телу» и на от свет скончавшийся явился бы голяком. При этом каждую вещь обязательно портили – на обуви, платке, халате, штанах делали надрезы. После посмертного облачения ладони умершего оборачивали белыми лентами.
По традиции у хакасов жильё делится на две половины: мужскую и женскую. Следовательно и покойного надо было класть у дверей согласно половой принадлежности: женщину головой на юг, а мужчину – головой на запад.
Изготовление гроба
Гроб следовало готовить дальним родственникам, чтобы членов семьи не взяла хворь. Для этих целей в тайге срубали лиственницу или тополь, убирали с дерева сучки и ветки, разрубали пополам ствол, а внутренность выдалбливали. Тополь по своей структуре имеет очень рыхлую древесину, потому такая работа была вполне посильной даже начинающему плотнику. После изготовления собирали стружку и прочие отходы и обязательно сжигали.
Дно гроба устилали половиной супружеской постели, а полог служил своего рода саваном. Поскольку простынь и полог у хакасов традиционно состояли из нескольких слоёв, то их распарывали. Усопшей жене отдавали изнаночную часть, а скончавшемуся мужу доставалась лицевая, ибо считалось, что после смерти они воссоединятся на том свете. Сюда же в гроб клали 9 сменных одежд. Если род был не имущим, то старались положить хотя бы 7 или 5.
Защитные погребальные ритуалы
Вынос гроба с телом совершали сразу после обеда. Ранее для этих целей разбирали часть юрты, и через дыру проносили домовину. Сейчас ограничиваются выносом покойника ногами вперёд через двери. После этого жилище окуривали чабрецом, пол выметали. Принято было трижды открыть и закрыть двери, призывно позвав душу-харан: «Выходи, дома никого нет!». Далее старейшая в роду женщина клала у порога камень и говорила приговор: «Пусть в этом доме больше не будет покойников, лучше пусть будет лежать камень «хара тас»! Пусть он займёт твоё место!» По истечению недели камень относили на могилу умершего.
Гроб с телом укладывали на телегу или сани. Чтобы защитить живых родственников от духа умершего вдова с молоком в деревянной чаше обходила трижды телегу против часовой стрелки. Затем каждый из скорбящих отпивал немного. Чаша на три дня ставилась в дом, после чего молоко выливали собаке или в очаг.
Согласно древнехакасскому обычаю, верхового коня умершего забивали и освежёвывали в день похорон. Если умерший не был ездоком или был женщиной, то закалывали быка или тёлку, соответственно. В руки покойнику при этом клали упряжь или верёвку, на которой водили скотину. При этом мясо с левой стороны ела родня, а с правой – прочие присутствующие. Голова и ноги животного отваривались на третий день, а затем сжигались или выбрасывались у кладбища или за околицей поселения. Конечно, в наши дни не все семьи могут себе позволить такой широкий жест, потому ограничиваются закупленным мясом.
Возвращались с погоста не оглядываясь, чтобы душа-харан умершего не выглядела себе жертву. Телегу или сани оставляли на кладбище или у дороги по пути к дому, оглоблями к могиле. Возвратившись, присутствовавшие на погребении обязательно мыли руки.
Вечером домочадцы в обязательном порядке приходили к свежей могиле, обходили её против движения солнца (по часовой стрелке) и втыкали по периметру ветки колючего кустарника. Считалось, что таким образом накладывалась защита от действия духа умершего.
Кладбища хакасов и похороны
Хоронить умерших хакасов было принято на возвышенностях, ещё лучше – в горах. При чём отдельный погост существовал для детей, что скончались в возрасте до 7 лет. Могилу делали неглубокой – около 1 метра, поскольку земля чаще всего была промёрзлой. Рыть её начинали с утра в день погребения. Перед тем совершали обряд: старейший из дальней родни брызгал на землю вино, клал белую шкуру и пронзал её заступом. После шкуру клали на дно ямы.
После того как похоронная процессия прибывала к месту захоронения, неподалёку от него разжигали костёр, в котором сжигали угощения для почившего. Также часть ритуальной еды клали в гроб – сырые яйца, жирное мясо, смешанный с маслом талкан (мука из жареного ячменя или пшеницы).
Перед опусканием гроба крышку трижды поднимали. По верх располагали кору или доски на которых в доме лежал умерший. Далее каждый из присутствующих кидал по три жмени земли в могилу. Далее мужчины по очереди закапывали яму, а женщины отправлялись домой.
Важно! Благоустройством могил хакасы не занимаются и посещают захоронения своих близких только в первый год по смерти.
Поминальная обрядность
Поминки у хакасов проводятся 6 раз: в день похорон, на 3-й, 7-й, 40-й, 100-й и в годовщину. При этом могилу не посещают, а на самой трапезе участвуют только взрослые. Блюда готовят без свинины и рыбы – считается, что покойные ими брезгуют. Часто на поминки приглашают хайджи – народный сказитель, что под аккомпанемент чатхана (щипкового инструмента) рассказывал героические былины.
В годовщину на поминки для изгнания души-харан приглашают шамана. Для этого накануне у дверей привязывали чёрного быка или телушку, которых после совершения обряда отдавали шаману. Также у дверей клали девять веток шиповника, три ветки боярышника, девять чёрных камней и лезвие косы. Все эти обереги участвовали в ритуале. Когда приходил шаман, то окна зашторивали, очаг накрывали казаном – то есть создавали кромешную тьму. Теперь шаман искал на противоположной стороне дома душу-харан. Когда он её ловил, та жалостливо начинала плакать, но жалеть её нельзя было, чтобы не накликать беду. Далее шаман заколачивал харан в бубен, усаживал на чёрную скотину и колючими ветками гнал от дома и из мира живых.
В доме усопшего на целый год устанавливали специальный столик для поминальных приношений. Соседи и знакомы клали сюда угощения и вино на помин души скончавшегося. Пока покойник был в доме, столик ставили ему в изголовье. В день похорон все подношения с него относили на кладбище. По истечению траурного года столик выносили из дома и ломали.
Возможно, вам будет интересно: