Закрыть
Санкт-Петербург
  Почему уныние – смертный грех?

Почему уныние – смертный грех?

Среди всех смертных грехов отдельно упоминают уныние. Если с остальными прегрешениями всё более-менее ясно, то в чём состоит вина унывающего человека не всем понятно. Почему его ставят в один ряд с гневом или ХХ?

Самый таинственный из всех смертных грехов

Перечень смертных грехов пришёл к мирянам из монашеских обетов. На заре христианства, когда ещё не было разделения на Восточную и Западную Церкви, к людям посвятившим свою жизнь Богу предъявлялись особо строгие требования. Ведь их способ существования в какой-то мере должен был стать образцом для остальных. Со времён правления Григория Великого, или как его иначе величали «последнего хорошего папы», семь смертных грехов были распространены на весь христианский мир и порицаемы. При чём унынию, греху духовному, отводилось место выше, чем грехам плотским.

Что смертного в унынии?

По разным причинам человек в своей жизни переживает негативные эмоции – печаль, скорбь, уныние. Что же смертного в последней из них? Во-первых, следует прочувствовать различие между ними.

Скорбь наступает, когда человек что-то теряет или недополучает в своей жизни – улетевший шарик, конфеты от мамы, хорошей оценки.

Печаль наступает, когда человек сожалеет о случившемся – о смерти близкого, сказанном резком слове, разбившейся впопыхах чашке.

Уныние наступает, когда человек считает себя пойманным в ловушку отрицательных мыслей. Ему кажется, что наступила беспросветная мгла и больше он никогда не увидит света.

Печаль и скорбь, с точки зрения психологии, являются своего рода уроками. С помощью состояния фрустрации человек постепенно преодолевает свои чувства и начинает мыслить позитивно. В то же время при унынии он теряет надежду на лучшее, веру в себя и будущее.

Депрессия = Уныние

В современной терминологии чаще встречается слово депрессия. Оно является полным аналогом христианскому унынию. Во время депрессии человеку нужны как внутренние биохимические стимулы (лекарства), так и получение позитивных эмоций извне (поддержка).

Две тысячи лет назад фармакопея не предоставляла столь действенных препаратов, что могли справиться с нахлынувшей депрессией. А наука психологии ещё не существовала. В те времена только увещевания могли сподвигнуть человека на преодоление возникших трудностей, активизировать его внутренние ресурсы и подавить негативные мысли. Со впавшими в уныние велись долгие разговоры, но не у каждого хватало терпения для оказания такой помощи. В то же время оставляя человека на произвол судьбы, его тем самым обрекали на жалкое существование, а порой и наложение на себя рук.

Уныние есть неверие в Господа

Только ли потому уныние является смертным грехом, что ведёт к фатальному исходу? Обратимся за разъяснениями к представителям христианской этики.

Иоанн Лествичник (святой и философ, почитаем в православии и католицизме)

По его мнению унывающий недостаточно верит в Господа, раз усомнился в Божьем присутствии в своей жизни. Разве Всевышний может оставить верующего в него? Разве Господь не любит все творения свои в равной степени? Разве Богу не известен твой потенциал, на который он рассчитывает, посылая человеку подобное испытание?

Евангелие от Матфея

В стихах 29-33 говорится о том, что Отец Всевышний о каждой малой птахе беспокоится всенепременно. Так неужели же о человеке, про которого ему ведомы все помыслы и посчитаны волосы на голове, Господь забудет?

Иоанн Златоуст

Говорил, что Бог знает о человеке всё – что случилось и что случится – и не смотря на это продолжает любить. Потому не стоит бояться своей дальнейшей жизни – Господь не оставит вас.

Где страх и уныние – там нет места любви

Согласно Иоанну Богослову «Бог есть Любовь». Если же человеком овладело уныние, значит он не верит в любовь Господа, не впускает её в свою жизнь.

Вывод: уныние есть смертный грех потому, что в нём проявляется неверие во Всевышнего, его любовь и милосердие, то есть в саму первооснову христианства.

Бог прощает всё

Уверовав в Господа человек верит и в то, что милостью божией он получит прощение за проявленное им кратковременное уныние. Для этого лишь необходимо покаяться в совершённом смертном грехе и уверовать в любовь Отца нашего. Данное правило равно как для монашеской братии, так и для светских людей.

Возможно, вам будет интересно:

18 февраля 2020