Обычаи морского погребения в Российском Флоте
С самых первых дней возникновения мореплавания возникают и особые отношения моряков со смертью. Как говорил еще в III веке до нашей эры греческий философ Анахарсис, «люди делятся на тех, кто жив, тех, кто мертв, и тех, кто в море» - моряки, находящиеся на борту кораблей, были один на один с грозной стихией, всегда находились в одном шаге от гибели по капризу этой стихии, и все стороны их жизни были неразрывно связаны с этим фактом. Неудивительно, что похороны в море издревле стали сильно отличаться от похорон на суше, и сопровождались уникальными церемониями, различавшимися в зависимости от эпохи и культуры. Римляне и греки клали монеты в рот погребаемому в море для уплаты Харону, англичане в XVIII веке имели на своих кораблях особого человека, в чьи обязанности входило правильное зашивание умершего моряка в парусину, и российский флот тоже обзавелся за три века своего существования особыми традициями морских похорон. О них и будет эта статья.
Начать следует с того, что флоты России императорской и России советской были весьма отличны друг от друга: в силу различия технического уровня, идеологии и доктрин, каждый из них имел свои традиции, в том числе погребальные. Много или мало в них схожего, каждый может решит сам, прочтя дальнейшие описания морских похорон в разные времена, но первый обязательный этап водного погребения всегда был, есть и будет одинаков. Повинуясь Корабельному Уставу, доктор или фельдшер немедленно докладывают вахтенному начальнику о всех случаях смерти на борту корабля, когда бы она ни наступила: будь то ночь или день, буря или шторм, родные воды или враждебные. Офицер заносит этот факт в вахтенный журнал и докладывает командиру, после чего смерть считается зафиксированной юридически – в таких вопросах слово командира и запись в главном журнале корабля всегда приравниваются к государственным документам, подтверждающим чью-либо смерть. В вахтенном журнале также делается запись о погребении в море, широте и долготе места погребения, чтобы имелась возможность сообщить эту информацию родственникам погребенного.
Императорский флот
В Российском императорском флоте тело умершего или погибшего моряка зашивали в парусину, к ногам прикрепляли груз, после чего помещали на специальной чисто оструганной доске и выносили на палубу. Иногда судовыми средствами делали гроб – обычно, в том случае, если речь шла о смерти кого-то из командования корабля. Сокрытое тем или иным способом от посторонних взоров тело клали на специально сооруженное для этого случая деревянное возвышение, и покрывали Андреевским флагом.
Как и всякого умершего православного христианина, моряка Российского Императорского Флота полагалось перед погребением отпеть. При наличии на корабле священника отпевание совершали полным церковным чином, а при отсутствии священника особое сокращенное отпевание совершалось под руководством командира корабля.
С началом отпевания корабельный флаг приспускался до половины. По завершении церковного обряда, под пение погребальной молитвы «Со святыми упокой», тело умершего вместе с доской подносили к борту ногами вперед, и конец доски клали на фальшборт. Двое специально назначенных матросов становились у изголовья и брали в руки края флага, которым был укрыт почивший. По сигналу корабельного горниста или судовой рынды доску приподнимали, и тело умершего моряка соскальзывало за борт из-под флага, соединяясь с водной стихией навечно. В момент, когда тело покойного покидало палубу корабля, судовой караул производил троекратный залп из ружей. После завершения всех упомянутых действий корабельный флаг поднимали до места.
Описанные почести отдавали всем морякам, несущим службу на военном корабле, погребаемым в море, без различия в служебном положении и ранге. Эта особенность церемонии морских похорон символизировала признание каждым того факта, что перед Богом и смертью все люди равны. Покрытие тела Андреевским флагом указывало на то, что покойник служил государству и что государство ответственно за него. На похоронной церемонии обязаны были присутствовать все офицеры и матросы корабля, не занятые службой.
Разумеется, за века исполнения, описанный ритуал погребения в море оброс символическим наполнением и метафизическими объяснениями традиций. Так, три холостых залпа в воздух, которые должен был делать караул, согласно поверьям моряков, были нужны для того, чтобы отогнать от умершего бесов, потому как сердце человека в момент погребения открыто, и темная сила может легко проникнуть в него. Именно поэтому залпов давали именно три – ведь еще задолго до изобретения огнестрельного оружия, которое стали затем использовать при погребальных церемониях, число три у многих народов имело мистический смысл и употреблялось при похоронных ритуалах. Например, в Древнем Риме перед тем, как закапывать покойника, в его могилу сначала бросали три горсти земли, и родственники умершего при этом произносили три раза имя погребаемого – все это служило ровно той же цели: защитить отходящую в иной мир душу от губительного воздействия темных сил. Что же касается специального сигнала, подаваемого при погребении, то он, согласно все тем же морским поверьям, не только является последним прощанием корабля с членом своего экипажа, но и символизирует собой звуки труб и кимвалов, которые будут сопровождать появление архангела Гавриила в момент Страшного суда и воскресения из мертвых.
Советский Флот и нашли дни
После Революции, Гражданской войны, индустриализации и страшных лет Великой Отечественной в стране переменилось все – в том числе и флот, и флотские традиции. Действующий корабельный устав ВМФ определяет, что тела умерших или погибших в бою моряков, или вообще людей, находившихся в момент смерти на корабле, должны быть обязательно доставлены на берег для погребения. Предание тела морю допускается только как крайняя мера, к которой следует прибегать, лишь исчерпав все возможные варианты доставки покойников на сушу.
Для осуществления морского погребения согласно нынешним правилам и традициям, тело покойного зашивают в парусину, а к его ногам прикрепляют груз. Обычно на современных российских боевых кораблях не имеется специальных гробов для проведения похорон в море, а плотницкое дело, да и древесина, на флоте уже не столь распространены, чтобы гроб мог быть изготовлен силами экипажа, а потому хоронят в море обычно без гроба. В том же случае, если моряка хоронят на берегу, то гроб для его тела привозят с суши и покойный какое-то время еще находится на борту корабля в ожидании торжественного прощания. Тело отошедшего в иной мир моряка прикрывается Военно-морским флагом, поверх которого кладется его фуражка, а в том случае, если покойный был офицером, то и его кортик, сложенный с ножнами крестообразно. Ордена и медали умершего, прикрепленные к подушечками, располагаются у изголовья. К месту, где лежит в ожидании погребения тело покойного, отряжается почетный караул.
Дальнейшая часть похоронного церемониала идентична как для похорон в море, так и для отбытия тела умершего на сушу в связи с его погребением там. В ожидании опускания тела в море или отхода катера с гробом от борта, личный состав корабля по сигналу «Большой сбор» выстраивается на верхней палубе. Проводится траурный митинг, и кто-то из старших офицеров корабля произносит речь. Затем корабельный оркестр исполняет траурный марш. Непосредственно перед преданием тела морю, флаг, ордена, медали, фуражка и кортик убираются, караул производит траурный салют тремя ружейными залпами холостыми патронами. С первым залпом салюта оркестр начинает исполнять Государственный гимн, доску на которой находится тело умершего моряка, переносят к борту, наклоняют, и покойника предают морю.
По действующему уставу, боевой корабль, на котором находится тело умершего, приспускает до половины кормовой флаг, и не поднимает его до тех пор, пока тело не будет поглощено водой или не покинет борт в гробу для погребения на суше.
Возможно, вам будет интересно: