Как церковь относится к кремации
Смерть ждет каждого человека в конце его жизненного пути. Различные народы и культуры по-разному относятся к этому событию, имеют различные традиции, обычаи и ритуалы. В каких-то местах приято предавать умерших земле, в каких-то – воде, в каких-то огню. Кремация, то есть огненное погребение, становится все более популярной в наши дни по всей планете, так как свободной земли в развитых странах все меньше, места для погребения дорожают, из-за чего многие люди предпочитают не тратить лишних денег и не увеличивать территорию кладбищ своей могилой. Каково отношение Русской Православной Церкви к этой тенденции и можно ли сжигать тело православного христианина? На этот счет существует много досужих рассуждений, но мы постараемся рассмотреть в этой статье вопрос наиболее полно и подробно.
Кремация в прошлом и настоящем
Известно, что некоторые православные верующие, а порой и служители Церкви весьма негативно высказываются о практиках сожжения тел и осуждают тех, кто к ним прибегает. У такого взгляда на кремацию давняя история. Дело в том, что в прошлом огненное погребение практиковалось многими народами с языческими культами, сожжение тела умершего было важной частью языческого религиозного обряда погребения, и христианские конфессии, искореняя язычество, боролись в том числе с таким его проявлением, как кремация.
Однако, следует иметь в виду, что предлагаемая сегодня услуга сожжения тела не имеет с древними обрядами ничего общего. Это просто технология утилизации мертвого тела, которое уже не является близким человеком, лишено жизни и души, а представляет собой источник токсичных веществ и болезнетворных микроорганизмов. Сегодня сожжение трупа при огромной температуре (до 1200 градусов) в специально оборудованной печи – это не акт языческого «поклонения природе», «общения с духами» или «огненного объединения с предками», а одна из практичных мер по защите от биологической угрозы, исходящей от мертвых тел. После сожжения тела родственники умершего получают урну с прахом и могут распорядиться ею в соответствии со своими религиозными или этическими воззрениями, но сама технология лишена какого-либо мистического наполнения.
Взгляд на кремацию светский и религиозный
Первый взгляд на кремацию почти полностью положительный: за исключением экологов, имеющих некоторые возражения, почти все не религиозные люди видят во внедрении кремации только положительные стороны. Она выгодна с экономической стороны и для городских администраций, и для граждан – первым требуется выделять под колумбарии гораздо меньше ценной земли, чем под кладбища, а вторые тратят на сожжение тел существенно меньше денег. Система здравоохранения тоже одобрительно относится к огненным похоронам: пепел сожженного не выделяет в землю выделяют трупный яд, не является источником заражения, а также не притягивает к себе насекомых и животных. Даже экологи, хотя и борются с вредными выбросами крематориев, в целом одобряют переход на технологии погребения, меньше отравляющие природу.
Религиозный взгляд сложнее, и в целом очень сильно зависит от догматики и традиций конкретного религиозного течения. На момент первой четверти XXI века сожжение мертвого тела допускается следующими конфессиями:
- буддизм;
- индуизм;
- джайнизм;
- синтоизм;
- различные языческие ветви;
- свидетели Иеговы.
В свою очередь не приемлют кремацию следующие религии:
- ислам;
- иудаизм.
В христианстве единого взгляда на допустимость или недопустимость сожжения нет. Протестантские ветви христианства его одобряют, греческая православная церковь категорически отвергает, а Православие приемлет с рядом оговорок.
Чтобы описать точку зрения Русской Православной церкви вкратце, можно процитировать слова раннехристианского апологета веры Минуция Феликса: «христиане не боятся этого действа, и вреда от сжигания покойников нет, но лучше придерживаться древнего обычая захоронения, который более полезен и назидателен». Ниже эта мысль будет раскрыта полнее.
Православное восприятие смерти
Традиция сжигать тела относиться к язычеству, а для православного человека могила есть символ воскресения. К тому же, согласно догматике Церкви, человек есть образ Божий, сосуд для вместилища Святого Духа, а потому забота о теле является важной частью христианского мировоззрения, о чем писал еще апостол Павел в послании Коринфянам. Во время отпевания и погребения телу умершего отдают почести, как сосуду Божьему и, его погребают в землю в надежде на последующее воскрешение. Соответственно, Церковь проповедует: как Иисуса Христа похоронили в гробнице, так и христианам следует погребать своих умерших, чтобы в день Воскресения Господь мог даровать им новую жизнь. И все же главным, согласно христианской догматике, в человеке остается не его тело из плоти и крови, а его душа, и Церковь также признает – те люди, чьи тела были разрушены и уничтожены в момент смерти или после погребения каким-то стихийным бедствием, злым умыслом или просто течением времени, так же получат воскрешение в дни Страшного Суда.
Православная вера и православная традиция
Православная Церковь не запрещает кремировать умерших, хотя и рекомендует выбирать традиционный способ погребения. Именно об этом – об отличии догматического содержания веры от народных и церковных традиций следует помнить, рассуждая о допустимости сожжения тел покойных.
На Архиерейском соборе Русской Православной Церкви 2016 года кремация не была признана нормой в качестве формы погребения, но при этом было установлено, что Церковь не станет лишать поминовения тех христиан, тела которых были сожжены, а не преданы земле. Первоиерархи Церкви отметили, что в Библии есть лишь одно обязательное условие для погребения – чтение молитвы по усопшему, а потому Церковь говорит, что на кремацию, как и на обычные похороны следует призывать священников для проведения погребальной службы. При этом, обязанностью священников является напоминание прихожанам об отношении Церкви к этому процессу. Согласно мнению Собора, после кремации прах по православной традиции должен быть захоронен в земле.
Также Священный синод выпустил в 2017 году специальное послание, призвав священство не осуждать кремацию и людей, которые предпочли такой способ захоронения, хотя и подтвердил, что относиться к этому способу как к нежелательному. Вопрос способа захоронения решает сам человек в своем завещании, либо его родственники после его смерти, но священники могут упоминать и читать панихиды за таких покойников.
Священники о кремации
Мнение священства полностью совпадает с общими церковными положениями о кремации. Можно привести ряд цитат в подтверждение этого.
- Митрополит Смоленска Кирилл уточняет, что кремация не является православной традицией, ведь христиане верят в воскресение мертвых, а, кремируя человека, люди как бы разрушают эту веру. Конечно, следует иметь в виду, что речь тут, скорее, о символах, нежели о реальных предметах, ведь тело, погребенное традиционным путем в земле, также подвержено разложению. Однако кремация является осознанным разрушением тела и может некоторыми рассматриваться как отказ от спасительной веры в Господа. Потому следует избегать сжигания мертвого тела, если есть такая возможность.
- Диакон Андрей Кураев, цитируя древнего христианского мыслителя Минуция Феликса утверждает, что Господь имеет силу воскресить любое тело, как бы оно не было погребено. Но при этом отмечает, что традиционное захоронение является более человечным и духновно-насыщенным, нежели сжигание: ход православного погребения насыщен библейской символикой и более утешителен для близких. Именно поэтому Церковь рекомендует уклоняться от сжигания тел – ведь умершему способ погребения безразличен, а потому важнее то, что может ранить людей, провожающих его в иной мир.
- Протоиерей Владислав Цыпин согласен с церковными положениями о кремации и говорит, что этот процесс является в некотором роде проявлением неуважения к телу покойного. Но при этом подчёркивает, что Церковь не категорична в этом вопросе и позволяет такой способ погребения.
Таким образом, ответ на заданный в начале статьи вопрос однозначен: кремирование тела православного христианина возможно и допускается Церковью. Но перед сожжением обязательно должна быть отслужена панихида, а прах предан земле.
Возможно вам будет интересно: