Закрыть
Санкт-Петербург
  Как опознают тела погибших в авиакатастрофе

Как опознают тела погибших в авиакатастрофе

Хотя авиаперелеты – это сравнительно новый способ перемещения, в наши дни он остается одним из самых популярных. До мировой эпидемии, в 2019 году, одними только регулярными рейсами воспользовалось более четырех миллиардов человек. В число основных преимуществ пассажирских перелетов включают скорость и удобство, а также безопасность. Хотя многие люди страдают от аэрофобии (некоторые исследователи указывают на цифры в 1/3 населения Земли), в действительности шанс попасть в авиационное происшествие меньше 0,0008%, а вероятность его пережить – более 90%.

Авиакатастрофа – это авиационное происшествие, приведшее к смерти одного или нескольких людей, будь то пассажиры, члены экипажа или спасатели. Этот редкий вид авиационных происшествий может приводить к возникновению чрезвычайных ситуаций на земле, при которых окажутся в опасности жизни не только людей на борту, но и тех, кто оказался на пути терпящего бедствие судна. К примеру, в 2017 рядом с Бишкеком, столицей Киргизии, потерпел крушение авиалайнер Boeing 747-412F-SCD, принадлежавший турецкой авиакомпании ACT Airlines. При заходе на посадку пилоты потеряли управление, и самолет упал на дачный поселок: вследствие катастрофы погибло 35 местных жителей и 4 члена экипажа.

Отдельного упоминания заслуживают трудности, с которыми приходится иметь дело специалистам при проведении аварийно-спасательных работ. Из-за большого размера территории, затронутых катастрофой, значительного числа пострадавших и/или погибших и возможных разрушений на земле сотням спасателей приходится работать в крайне сжатые сроки. Тяжелые погодные условия или просто наступление ночи, не говоря уже о пожаре на судне могут помешать оказать помощь пострадавшим или найти тела погибших, не говоря о сборе вещественных доказательств. Из-за этого расследование авиакатастроф становится трудоемкой, изнуряющей и зачастую опасной процедурой, которая требует от экспертов высокой психологической устойчивости и физической выносливости.

Авиакатастрофа: правила и порядок действий

Каждая авиакатастрофа по-своему уникальна, в ходе нее возникают уникальные ситуации и опасности, которые необходимо учитывать в ходе проведения аварийно-спасательных работ (АСР). При ликвидации авиакатастрофы и спасении пострадавших порядок АСР выглядит следующим образом:

Получение и сбор информации

В случае если с самолета поступил сигнал бедствия или о крушении сообщили свидетели авиакатастрофы (экипаж другого судна, авиадиспетчеры и т.д.), принимается решение о проведении аварийно-спасательных работ. Также тревогу могут объявить в случае, если судно задерживается более чем на десять минут, а радиосвязь отсутствует более пяти минут.

Получив первичную информацию о крушении судна или о его исчезновении, руководство федеральной авиационной службы оповещает службы по ликвидации чрезвычайных ситуаций и собирает всю возможную информацию о судне и катастрофе. Затем назначается специальная комиссия по АСР, которая разрабатывает план действий.

Поисково-спасательные работы

Первая задача, стоящая перед спасателями – установить место авиакатастрофы с помощью последних данных, полученных с судна, радиолокационных устройств, спутников и свидетельств очевидцев крушения. Затем выделенная территория делится на сектора, в которые отправляются поисковые команды. Самым оптимальным считается осмотр местности с помощью вертолета.

После обнаружения обломков судна, все задействованные группы спасателей приступают к поиску пассажиров и членов экипажа. Выживших эвакуируют сразу после первичного медицинского осмотра врачами. В это время остальные спасатели ликвидируют последствия катастрофы и тушат пожар, который как правило образуется на обломках.

Осмотр места авиакатастрофы

Одна из важных задач, стоящих перед специалистами – это выяснение причин авиакатастрофы. Прибыв на место происшествия, технические эксперты сразу же приступают к осмотру судна и окружающей местности. В их задачу входит фото- и видеосъемка всех обнаруженных предметов, частей судна, тел погибших, груза, следов столкновения самолета с препятствиями. Эта информация нужна не только для установления причин катастрофы и поиска виновных, но и для возможного предотвращения будущих авиакатастроф.

Опознание тел погибших в авиакатастрофах

Опознания тел погибших и сбор их останков – это самая тяжелая часть расследования авиационной катастрофы. Как правило тела погибших настолько деформированы, что установить их личность сразу не представляется возможным. Иногда же от пассажиров и экипажа остаются лишь отдельные фрагменты. Вследствие этого работа судмедэкспертов сильно затрудняется: иногда обработка биоматериалов и опознание останков может растягиваться на месяцы.

Визуальный осмотр

Первый способ опознать погибшего в авиакатастрофе – это визуальный осмотр. Эксперты пытаются найти на теле отличительные черты: шрамы от операций, татуировки, протезы и т.д. Также возможна идентификация по одежде или украшениям. Порой специалисты даже оказываются вынуждены сортировать останки по признакам пола, возраста, расовых особенностей телосложения, после чего «собирать» тело обратно для опознания.

Результаты их работы соотносят со сведениями, полученными от родственников погибших. Если эксперты обнаруживают соответствие, то близким умершего показывают фотографии или нарезку, а затем отводят в морг для непосредственного опознания. Считается, что такая последовательность позволяет уменьшить психологическое воздействие от вида деформированных останков близкого человека. Чтобы помочь справиться с шоком от трагедии и утраты близкого человека, с родственниками погибших плотно работают специалисты-психологи.

Стоматологическая экспертиза

Порой авиакатастрофа может приводить к тому, что тело погибшего будет повреждено настолько, что опознать его визуально будет невозможно. В таком случае судмедэксперты прибегают к другим способам опознания: в первую очередь, к стоматологическому. В лаборатории челюсть, её фрагменты или зубы умершего тщательно изучают на предмет особенностей их строения, следов хирургического вмешательства, имевшихся повреждений или заболеваний, которые затем соотносятся с полученными от родственников стоматологическими записями. Этот вид экспертизы считают одним из наиболее надежных и быстрых, и в 9 из 10 случаев он помогает опознать останки человека.

Дактилоскопия

Сканирование отпечатков пальцев или дактилоскопия также являются популярным средством криминологической идентификации - папиллярный узор на подушечке пальца остается неизменным на протяжении всей жизни человека и по своей природе уникален. Чтобы процедура была успешной, биометрические данные должны быть либо занесены в базу данных правоохранительных органов (если погибший был преступником) или в паспорт. В наши дни биометрический паспорт нового образца стал обязательным условием выезда заграницу, однако имеется такой документ далеко не у всех.

ДНК-анализ

Самым надежным способом установить личность погибшего является молекулярно-генетическая экспертиза, однако используется она только в качестве крайней меры и только по решению следствия. Для этого из фрагментов тела извлекается митохондриальная молекула, которая содержит большую часть наследственной информации. С помощью специального оборудования ее оцифровывают и проводят сравнение с образцами, взятыми у возможных родственников. По мнению экспертов, наилучшим материалом для проведения ДНК-анализа являются зубы, волосы, внутренние органы (сердце, почки, селезенка).

Возможно, вам будет интересно:

Консультация по организации похорон
Звоните
Оставить заявку на звонок

Консультант по сложным вопросам

Бесплатная консультация

Закажите звонок

Закажите звонок!

Мы перезвоним в удобное время.

Круглосуточная справочная+7 (812) 292-22-22