Как хоронят священников – ритуал чина погребения
Служителей Церкви принято хоронить на третий день по смерти. Над ними проводят чин погребения согласно их прижизненному статусу: для послушников один, для действующих священников – другой. Каждый обряд имеет свою специфику.
Обмывание и облачение священников
Умерших священников обмывают три служителя Церкви. Их движения мокрой губкой крестообразны. Затем усопшего оборачивают в ткань, чтобы убрать лишнюю воду. Следующий этап – обмазывание елеем, которое тоже совершают при помощи губки. После всех проведённых процедур почившего облачают в соответствующие богослужебные одеяния. При уложении преставившегося в гроб в правую руку ему вкладывают крест, а в левую – томик Евангелия.
Покрытие лика воздухом
При погребении священников лик умершего в гробу покрывают воздухом, а точнее – литургическим платом, небольшим отрезом ткани ритуального назначения. Делается это в ознаменовании того, что при жизни умерший совершал службы Господни. Лица умерших монахов накрывают укроем – тоже отрезом ткани, но другого типа.
Традиция покрывать чело усопшего при погребении пошла с упокоения Иисуса Христа. Его облик был сокрыт сударем – платком, которым в те времена оттирали пот со лба во время тяжких работ. Приводят и другое толкование подобных действий. Считается, что лицо священнослужителей обращено в момент смерти ко Всевышнему и потому недоступно для людского взора.
Чтение литургических текстов
Во время совершения погребальных обрядов над телом священника читаются определённые молитвы согласно установленному канону. При чём он разнится от традиционного чина отпевания мирянина, когда читают «Господи помилуй», «Трисвятое» и «Последование по исходу души от тела». Прочтение литургических текстов сопровождает:
- омовение,
- завершение облачения,
- начало похоронного шествия,
- вынесение гроба с телом из Храма.
Проводы умершего священника
Похоронную процессию возглавляют служители Церкви, несущие Библию, Христианский крест и хоругви. Гроб с телом батюшки также несут священники. При торжественном шествии в обязательном порядке звучит заупокойный колокольный звон. В каждой церкви, мимо которой идёт крестный ход, начинают бить в колокола в ознаменование почтения памяти скончавшегося. Возле Храма, к которому относился почивший, шествие останавливается. Перед внесением читается заупокойная лития и вступление к канону «Помощник и покровитель». Уже после установки смертного ложа в церкви по четырём сторонам от него расставляют подсвечники.
Завершающие чтения молитв
Завершают чин погребения стихиры – гимнографические песнопения, которые произносят лишь по особым торжественным событиям. Каждый из стихиров разделён на 8 частей или гласов. В каждом из гласов по три отрывка из соответствующих псалмов. Так, перед произнесением первого читается Псалом 141:8:
«Изведи из темницы душу мою, исповедатися Имене Твоему».
Завершают чтения разрешительной молитвой со свитка, который затем сворачивают и кладут в руку умершему.
Погребальный перезвон
Погребальный перезвон во время свершения похоронных обрядов над священнослужителем постепенно меняет свой характер. Если шествие сопровождается звоном одиночного колокола, то при чтении Евангелия ударом колокола обозначают номер пропеваемого псалма. Особо старается звонарь во время внесения гроба с телом в Церковь и при опускании преставившегося в могильную яму. Во время этих действий прихожане слышат трезвон – трёхтактовый перезвон множества колоколов.
Особенности погребения священнослужителей
Перечисленные правила дают лишь общее описание чина погребения священнослужителей. Кроме них имеется ряд и других нюансов, что часто сокрыты от мирян.
- Награды – ордена или медали – не хоронят вместе со священником. Ведь не по людским регалиям Господь решает судьбу умершего, а по деяниям.
- Потир (сосуд для кагора, используемый во время богослужений) также не вкладывается во гроб.
- Если священник по каким-либо причинам был отлучён от церкви или ему был вменён запрет на проведение служений, то вопрос облачения решается на уровне архиерея.
Возможно, вам будет интересно: