Как хоронили фельдмаршала Кутузова
Мало найдется в нашей стране людей, которые не знают, кто такой Михаил Илларионович Голенищев-Кутузов-Смоленский. Больше всего он известен, конечно же, за участие в Наполеоновских войнах и конкретно в Бородинском сражении, однако, чтобы ко временам Наполеона дослужиться до высоких чинов, Михаил Илларионович совершил немало ратных подвигов ещё в конце XVIII века, участвуя в русско-турецких войнах.
В 1813 году, к моменту победоносного изгнания Наполеона за пределы страны, Кутузов имел титул светлейшего князя, был первым полным кавалером ордена Святого Георгия, и занимал должность военного губернатора сразу нескольких областей Российской империи.
Кончина фельдмаршала
Знаменитый Заграничный поход русской армии, главнокомандующим которой фельдмаршал Кутузов к тому моменту все являлся, начался в январе 1813 года. К апрелю армия прошла значительную часть пути до Франции и достигла силезских берегов Эльбы. Там Михаил Илларионович заболел, и несколько недель провёл прикованным к постели в городке Бунцлау (нынешний Болеславль, Польша).
16 апреля (28 по новому стилю) Кутузов скончался в возрасте 67 лет. Переживший два ранения в голову, считавшихся смертельными, он в итоге проиграл в битве с неизвестной на тот момент болезнью: вскрытие, произведенное на месте, показало, что его внутренние органы «пребывали в беспорядке», что с некоторой вероятностью может указывать на позднюю стадию рака, который в те времена не умели ни диагностировать, ни лечить.
Впрочем, следует иметь в виду, что о смерти Кутузова ходит столь же много слухов, сколько о его жизни. В частности, состоявший при фельдмаршале чиновник Крупенников впоследствии лжесвидетельствовал о том, что якобы на смертном одре Кутузова посетил лично император Александр I, и даже цитировал якобы сказанные ими друг другу фразы. Лишь поздние исследования опровергли эту байку: Александр I не посещал Кутузова перед смертью.
Подготовка тела
Узнав о кончине Кутузова, император распорядился забальзамировать его тело и отправить в Санкт-Петербург для погребения в Казанском соборе. В этих целях и было произведено вскрытие тела с извлечением внутренних органов. Большая часть внутренних органов была похоронена на кладбище деревни Тиллендорф, что в трёх километрах от Буцлау, а поверх могилы установлен довольно скромный белокаменный монумент. Так родилась еще одна легенда: о том, что якобы Кутузов перед смертью потребовал похоронить его сердце здесь же, чтобы сердцем остаться со своими бойцами - что любопытно, эта легенда бытовала вплоть до начала XX века.
На самом же деле забальзамированное тело фельдмаршала поместили в саркофаг из металла и в этот же саркофаг положили сосуд с забальзамированным сердцем внутри. Саркофаг, в свою очередь, поместили в деревянный ковчег, и 27 апреля (9 мая по новому стилю) траурный кортеж с телом Кутузова начал путь на родину.
Возвращение тела на родину
Всего путь траурного кортежа занял около месяца. Почти в каждом поселении везущим гроб офицерам устраивали торжественную встречу и торжественные проводы, где-то даже устанавливали временные траурные арки. Одна из самых пышных встреч кортежа произошла в местечке Поланген в Курляндии: её организовало местное купечество. В Нарве тело Кутузова на несколько дней было выставлено для прощания в одной из местных церквей – увы, не сохранилось сведений о том, в какой именно.
Достигнув Стрельни к 24 мая, кортеж с покойным на 18 дней задержался в Троице-Сергиевой пустыни. На протяжение этих дней, как сообщали современники, сотни людей приходили, чтобы проститься с великим полководцем. Однако столь долгая остановка была в действительности не запланированной заранее: дело в том, что ответственной за погребение Кутузова Печальной Комиссии потребовалось больше времени на подготовку, чем изначально ожидалось. Под предводительством руководителя Святейшего Синода князя А.Н. Голицына комиссия должна была подготовить катафальный транспорт, заключить подряды с архитекторами и скульпторами для оформления захоронения, закупить необходимые материалы, подготовить и разослать пригласительные билеты на церемонию и т.д.
Следует понимать, что в 1813 году совсем недавно построенный Казанский собор не считался ещё столь престижным и, более того, во многом именно погребение в нём великого полководца возвысило статус данного храма. Главным по подготовке помещения к церемонии был назначен великий архитектор Воронихин – тот самый, что на протяжении десяти лет руководил возведением самого Казанского собора. Воронихин распорядился задрапировать интерьер собора чёрными тканями, а в центре зала соорудить катафалк для гроба. Могилу же решено было создать в северо-восточной части собора – напротив придела святых Антония и Феодосия Киево-Печерских. Каменные полы церкви для этого вскрыли, частично демонтировали потолок подвального помещения; склеп был сооружен из шести тысяч кирпичей, а изнутри отделан доской и чёрной тканью. Катафалк был оформлен эмблемами, коронами и венками – ответственным за это был Скотти, а К. Фохт занимался росписью восьмидесяти восьми знамён, что были размещены под сводами собора. Также помещение было украшено объёмными украшениями: преимущественно гипсовыми скульптурами, а также объёмными фигурами ангелов, которых поместили под купол собора. В итоге в оформлении зала, склепа и катафалка приняли участие лучшие художники, архитекторы и скульпторы Санкт-Петербурга. К началу июня приготовления были завершены.
Проводы в последний путь
Гроб Кутузова, украшенный красным венецианским бархатом и украшенный золотым позументом, был установлен на колесницу с балдахином, в которую запрягли шесть лошадей, укрытых чёрными попонами с гербами князя. Гроб накрыли покровом из золотого глазета с кистями на уголках. Кортеж сопровождали два взвода полицейских драгунов, представители духовенства, родственники фельдмаршала, а также около пятидесяти военных. Также в процессии участвовали многие высшие чиновники государства.
Процессия шла по Петергофской дороге через Калинкин мост, далее по Петергофскому проспекту, мимо Морского собора, после чего, миновав Театральную плошадь и Поцелуев мост, вскоре выходила на Невский проспект, откуда уже двигалась к собору Казанской иконы Божьей Матери. На всём маршруте следования кортежа улицы устлали зеленью, вдоль дорог расставили почётный караул, на что потребовалось несколько батальонов. Процессию наблюдало много тысяч горожан.
Согласно учрежденному порядку, армейские офицеры несли на руках бархатные подушечки, на которых располагалась награды Кутузова, среди которых были как отечественные, так и многочисленные зарубежные.
Похороны Кутузова
На подъезде к собору навстречу к кортежу вышел преосвященный Амвросий и другие члены духовенства. Когда гроб был установлен на катафалк, состоялась лития. Гроб покоился на шести бронзовых постаментах в виде львиных лап, его ручки для переноски были оформлены в виде бронзовых скоб с двуглавыми орлами, а на крышку украшал восьмиконечный крест с золотым обрамлением. Построенный внутри Казанского собора катафалк имел был воистину огромен и отличался невиданной пышностью, на какую ранее могли рассчитывать разве что члены царской семьи.
Здесь тело Кутузова пролежало два дня, в течение которых тысячи людей пришли с ним попрощаться. Всё это время в соборе круглые сутки дежурили полицейские, военные и несколько чиновников. Вечером 12 июня (24 по новому стилю) в присутствии членов монаршей семьи была проведена служба, а на следующий день состоялись похороны, на которых присутствовали, помимо родных, обладатели пригласительных билетов (всего их было сделано 650).
Таким образом, Кутузов получил упокоение под стать тому, которого удостаивались современные ему монархи. Тем не менее, на протяжение еще ста с лишним лет упорно распространялись слухи о том, что сердце фельдмаршала было погребено отдельно от него – в деревне Тиллендорф. В 1933 году, уже при советской власти, было решено поставить точку в этом вопросе, так что склеп в Казанском соборе был вскрыт. Там, у изголовья гроба была обнаружена банка с забальзамированным сердцем Кутузова – т.е. действительность полностью совпала с официальной версией.
Возможно, вам будет интересно: