Закрыть
Санкт-Петербург
  Громовское – самое заброшенное кладбище Санкт-Петербурга

Громовское – самое заброшенное кладбище Санкт-Петербурга

Громовское кладбище – не знаменитое, не известное, не богатое и вообще, как говорят иные исследователи города, самое запущенное и заброшенное. Из уцелевших, разумеется – многим некрополям Санкт-Петербурга не повезло вовсе быть стертыми с лица земли в советское или еще царское время. А Громовское уцелело – но мало кто приходит к его могилам, и мало кто бродит по запыленным дорожкам под деревьями. Дело в том, что у этого кладбища непростое прошлое и еще более непростое настоящее.

Кладбище как свидетель истории старообрядчества

Громовское кладбище было открыто в 1835 году и стало самым большим старообрядческим некрополем своего времени не только в Санкт-Петербурге, но и в России. На нем была похоронена в разное время большая часть старообрядцев Санкт-Петербурга второй половины ХIX века. Старообрядческое население Петербурга состояло в то время в основном из купцов, приказчиков и казаков Императорского личного конвоя: донцов, линейцев, уральцев. Все эти люди относились не к самым бедным слоям общества, но были мало представлены в официальной городской жизни – молились достаточно скрытно, свои обряды напоказ не выставляли, и вообще с Русской Православной Церковью того времени старались лишний раз на публичном поле не взаимодействовать. В том числе – не нарушали, как правило, монополию православных священников на проведение похорон. Кладбища старообрядцев были небольшими, тайными и трудно было представить себе, что им позволят погребать своих покойников в столице главной православной страны мира.

Однако XIX век постепенно вносил свои коррективы в общественные порядки Российской Империи, и старообрядческие общины со временем добивались расширения прав. История старообрядческого Громовского кладбища иллюстрирует как раз этот этап русской жизни. Купцы Громовы, в честь которых и было последствии названо кладбище, происходили из старообрядческого села Гуслицы под Москвой. В Петербурге им принадлежала Громовская лесная биржа – огромные торговые склады близ Смольного. Официальным главой петербургского «поповства» – старообрядческой общины – считался попечитель королевской моленной Сергей Громов, но фактическим лидером был младший брат, более осторожный Федул Громов, меценат и коллекционер, владелец лучшей в Петербурге оранжереи на Аптекарском острове. В те времена, непростые для старообрядцев в виду гонений на их веру, Громовы обратились к властям с ходатайством о выделении старообрядческой общине участка земли для обустройства кладбища и храма.

По дальнейшему развитию кладбища можно судить о постепенном увеличении влияния старообрядческой общины в столице Российской Империи. Если в 1835 году городские власти официально отвели участок земли для некрополя на дальних окраинах города, то в 1862 году он был официально расширен и приближен вплотную к городским раницам. В первой половине 1840-х годов на территории кладбища было выстроено деревянное здание Успенской церкви. В 1912 давление на старообрядцев уменьшилось настолько, что по проекту Н.Г. Мартьянова, архитектора-старообрядца из Москвы, на кладбище началось возведение каменного двухэтажного пятиглавого Покровского храма на 2 000 (!) человек – непредставимая по прежним временам роскошь. После завершения строительства Громовское старообрядческое кладбище стало официальной резиденцией старообрядческих епископов Петроградских и Тверских.

Увы, этот пик расцвета был кратковременным. После 1917 года жизнь старообрядцев, как и все й страны, радикально изменилась. Громовское кладбище (видимо, как один из центров религиозной жизни довольно большой и организованной общины) было взято на карандаш государственными службами. В 30-х годах церкви закрыли, а потом и вовсе снесли, само кладбище стало хиреть, а на его территорию постепенно стали наступать склады и заводы – Ленинград старательно очищали от «контрреволюции и мракобесия». С 1939 году кладбище было закрыто для захоронений – и старообрядческих, и светских. А город рос. Индустриализация, репрессии, война, потом блокада – все это привело к тому, что от Громовского кладбища со временем осталось меньше гектара. В послевоенные годы его территорию продолжили застраивать и даже разрезали железнодорожной веткой.

Загадочность и запустение в настоящем

Как и указано в заголовке, на сегодняшний день Громовское кладбище – одно из самых заброшенных в Санкт-Петербурге. В результате изначального размещения на задворках города, специфической конфессиональной принадлежности и всех перипетий последующей истории, на кладбище практически нет посещаемых могил. Старые надгробия разваливаются и уничтожаются вандалами, храмы и прочие строения пребывают в разрушенном виде, о реставрации почти никто не говорит.

Но именно эта заброшенность придает Громовскому кладбищу неповторимый колорит. Начать можно с того, что его очень непросто даже найти в наши дни. Оно расположено в Московском районе Санкт-Петербурга, между линиями Балтийской и Варшавской железных дорог, но официальный адрес кладбища вообще не совпадает с его фактическим местонахождением. В большинстве источников написано, что Громовское кладбище имеет адрес «улица Ялтинская, дом 3», которая, в реальности, однако, не проходит в непосредственной близости от кладбища, а отстоит от него достаточно далеко. Чтобы добраться до кладбища пешком, надо проделать немалый путь: либо от Балтийского вокзала по Митрофаньевскому шоссе, либо по Старообрядческой улице от Московских ворот.

Если же все-таки найти нужное место подойти к воротам кладбища, то можно столкнуться с необычным феноменом: названия реальной улицы и улицы, указанной на карте, вероятно, не будут совпадать. Все дело в том, что именно та часть улицы, где находится исторический вход на кладбище была переименована в свое время: ранее вся улица называлась Ташкентской, но впоследствии участок между Варшавской и Балтийской железнодорожными линиями стал именоваться «Старообрядческой улицей». Учитывая, что район этот совершенно не туристический, издатели путеводителей и карт частенько не вносят корректировки по переименованию части улицы, находящейся в окружении складов на окраине города.

И даже определившись с местом на карте, вы не попадете на территорию кладбища сразу. Каменные трехарочные ворота в «русском стиле» на Старообрядческой улице – старый вход на кладбище, от которого когда-то вела дорога пятиглавому храму. Сейчас ворота заколочены и встроены в забор какого-то, соседствующего с кладбищем, склада. Нынешний вход находится от ворот правее. Если пройти в него, то первое что сразу бросится в глаза – его необычный ландшафт с какими-то «оврагами», через которые перекинуты мостики. На самом деле это никакие не овраги, а водоотводные каналы. В центре кладбища находится пруд, вырытый в 1909 году. В прошлом, в этом пруду, ежегодно, 1 августа (на первый день Успенского поста), проходило освящение воды, а сегодня просто плавают утки. Отходящие от пруда каналы сейчас представляют собой канавы, частично засыпанные мусором, а кое где и фрагментами надгробий. Однако можно заметить следы былой роскоши: один из берегов бывшего канала отделан путиловским камнем и образует длинную террасу, на которую перекинуты несколько каменных мостиков. Это самая старая часть кладбища, разделенная рядом параллельных дорожек на небольшие участки и сохранившая несколько десятков старых памятников – от саркофагов первой половины ХIХ в. до обелисков начала нынешнего. Судя по всему, эта часть некрополя, не утратившая следов прежней богатства и ухоженности, некогда была очень живописна.

Возможно, вам будет интересно:

Консультация по организации похорон
Звоните
Оставить заявку на звонок

Консультант по сложным вопросам

Бесплатная консультация

Закажите звонок

Закажите звонок!

Мы перезвоним в удобное время.

Круглосуточная справочная+7 (812) 292-22-22