Закрыть
Санкт-Петербург

Домовина

Многие русские слова имеют созвучные в других славянских языках. Так, малоупотребимое «домовина», с украинского и белорусского переводится как «гроб», то есть в том же самом значении. А вот на сербском «Домовина» обозначает Родину или Отечество. Откуда пошло это слово и почему сейчас оно остаётся забытым?

Изба смерти

Наши предки обозначали домовиной небольшой сруб в лесу. Он был совсем крохотным – только для гроба и пары навещающих. Условно говоря, такое здание можно отнести к деревянным склепам или усыпальницам. Сюда приходили родственники почившего с той же целью, с которой сейчас приходят на кладбище – прибрать, поговорить, отвести душу.

Сам домик выстраивали за околицей населённого пункта, за один день и под заказ. Избушка должна быть добротной, почти как жилой дом, но с повёрнутым к лесу входом. Помните призыв Иванушки, что просил избушку повернуться передом, а к лесу задом? Это как раз про такие домовины и говорилось. И ожидал Ванюшу вход в Царство Мёртвых – из Яви ему суждено было перейти в Навь.

Внутреннее убранство было скромным – личные вещи покойного, небольшой запас припасов. В основном здесь располагали долгохранящиеся продукты – вяленое мясо, крупы, сушёные овощи и травы. Не стоит думать, что в те времена пренебрегали едой. Скорее такие домовины выполняли практическую цель. Когда случались набеги половцев или других кочевых народов, то всё селение уходило в леса, жили «на иждивении» у своих предков. К такому же способу прибегали в неурожайные годы. Да и случайный путник, что заплутал в лесу, мог всегда в домовинах найти еду на несколько дней. Милосердие к прохожему оборачивалось благом для самих живущих родственников упокоенного.

Примечательно, что позднее небольшие домики со вросшей в землю крышей стали называть «скитом». Сюда уходили на год-два отшельники от мирских дел, как бы «умирали» для всех остальных, мыслями устремившись к одному Господу. В фильме 2016 года «Монах и бес» режиссёра Николая Досталя в такую домовину сослал игумен послушника Ивана, Семёнова сына, чтобы изгнать из того беса.

Домики-надгробия

Данный вариант домовины был не настолько просторен и рассчитан лишь на гроб с телом покойного. Да по сути это и было выдолбленное в стволе дерева смертное ложе. Важно было при этом соблюсти разумные пропорции между телом усопшего и домовиной. Одр не одолжен быть тесным, чтобы почивший затем не являлся во снах и не жаловался на убогость. Одр не должен быть просторным, чтобы на свободное место не лёг ещё кто из родственников (не умер вослед). Иногда гроб устанавливали в небольшой земляной ямке, а не просто устанавливали на землю. Верх укрывали небольшой крышей в виде шалашика – ровно чтобы прикрыть умершего.

Подобная традиция упокоения характерна для северных широт. Историки отмечают два важных фактора, повлиявших на формирование данного обычая:

  • В холодное время года мёрзлая земля плохо поддавалась заступу.
  • Неглубокая могила давала повод хищникам разрыть её и полакомиться останками упокоенного.

В наши дни подобные старинные погребения можно увидеть в отдельных районах Карелии, Архангельской области и Аляске. На американском континенте так хоронили своих предков первые русские поселенцы. С первого взгляда можно предположить, что это пчелиные улья, раз раскрашены в яркие цвета. Но на самом деле у маленьких домиков совсем другое назначение.

Домик Бабы Яги

Ещё одна интерпретация домовины – жилище известной по сказкам Бабы Яги. Кстати, имя проводницы в загробный мир точнее произносить через Й – баба Йога или Йогайна. В язычестве это было отнюдь не злобное, а доброе, но строгое божество. Конечно, для христиан связь с потусторонним миром заведомо была чем-то зловещим, потому и прародительница Йогайна скорее отождествлялась с демоническими силами, нежели с чем-то позитивным. Сложно распознать в женской сущности, у которой одна половина тела была молодой, а другая – высохшим скелетом, что-то доброе. Однако именно Баба Йога выхаживала недоношенных младенцев, давала приют заблудившимся странникам.

Удивительно, как несведущие в старинных обрядах могли негативно интерпретировать «усаживание на лопату» младенца. Да, именно таким образом и выхаживали недоношенных детей. Только располагали малышей в нише над печью, где хозяйки нынче ставят молоко для скисания. А на лопате – чтобы лишним надавливанием рук не причинить крохотному тельцу вреда. В тепле недоношенное дитя имело больше шансов на жизнь.

Существует и другая версия целевого назначения избушки Бабы Яги. Небольшое жильё в глуши леса с огромной печью считалось своего рода примитивным крематорием. В жерло раскалённой печи размещали гроб с помощью лопаты, а затем, после остывания, из домны доставали одни лишь косточки для упокоения.

Связывают домик Бабы Яги и с традиционно буддийским способом упокоения – «небесным захоронением». Принесённое родственниками тело усопшего служки рогъяпы разрубают на куски и скармливают стервятникам. Оставшиеся кости затем перемалываются и смешиваются с крупой, которая также идёт на корм всё тем же грифам. Согласитесь, очень похоже на те сказки, в которых Баба Яга кормила своих гусей-лебедей человечьим мясом.

Домик на курьих ножках

Где только ни живут люди – в пустыне, на крайнем Севере и даже в непролазных топях. Именно с последним фактором принято связывать домики на курьих ножках. В илистой почве тела мёртвых разлагаются очень долго. Имеются свидетельства, когда в ирландских болотах находили полностью сохранившиеся останки людей, убитых лет 50-70 назад. Подобные свойства болот наверняка были известны и древним людям. Потому они устраивали захоронения в домиках на куриных ножках. Точнее – в гробах, установленных на «куриные» ножки.

Существует две версии возникновения данного названия:

  • Куриные. Пенёк от срубленного дерева, на который устанавливали гроб, очень был схож с куриной лапой.
  • Курные или обкуренные. Чтобы дерево не гнило в воде, ствол вначале окуривали над огнём и лишь затем устанавливали в топь.

Современные домики на куриных ножках можно увидеть в отдельных регионах Скандинавского полуострова. Финны и норвежцы используют домики на высоких сваях в качестве подсобных помещений – амбаров, складов провизии. Таким образом припасы дольше сохраняются в условиях влажного и холодного климата. Да и хищникам типа волков или лис будет сложнее добраться до съестного.

Домики-скворечники

В дохристианские времена наши предки на месте упокоения вместо креста сооружали своего рода скворечник. Считалось, что души умерших обращались в птиц, и потому им всегда насыпали зерно в такие домики, а на самой могиле высаживали землянику. Это служило своего рода поминками по усопшему.

Голубец или домовина делался нехитрым способом. На высоком шесте сбивали небольшую кормушку для птиц, по верху устанавливали крышу и обязательно горизонтальную перекладину. Издали такое сооружение можно было даже принять за крест. В домик часто клали характерную личную вещь покойного, чтобы сразу можно было определить, чья это могила. Позднее на эту полочку устанавливали икону Богоматери или Николая Угодника. Так языческие традиции переплетались с христианскими. Считается, что деревянное надгробие в виде креста с навершием у староверов является отголоском давних времён.

Сами этнологи выдвигают разные версии использования подобных домовин. По второй версии в подобных домовинах хранили пепел людей, собранный на ритуальном костре после кремации. Конечно, за сотни лет сложно установить, был ли в деревянных скворечниках прах древних людей. Ведь и памятники эти сохранились лишь в разрушенном виде, да и пепел давно просыпан на землю и выветрен ветрами, если он там и находился.

Возможно, вам будет интересно:

25 февраля 2020