Братские могилы Кронштадтского кладбища моряков
Это кладбище, расположенное в удаленной части острова, основано давно, в конце XVIII века. Пережив пору расцвета и запустения, соединившись в какой-то момент с Лютеранским кладбищем и вновь придя в падок, на сегодняшний день оно является вместилищем могил многих прославленных моряков и ученых – например, здесь погребены А.И. фон Круз – русский адмирал датского происхождения и Ф.Ф. Беллинсгаузен – великий путешественник и первооткрыватель Антарктиды, П.Н. Рыбкин, друг и сподвижника изобретателя радио А.С. Попова, и адмирал Вирен, растерзанный восставшими матросами в годы Революции.
Но самые главные захоронения кладбища – не эти. Простые гранитные камни и плиты с длинными списками умен отмечают братские могилы, в которых погребены десятки, а порой и сотни людей, погибших при исполнении своего воинского долга – порой моментально, а порой мучительно, но вместе, будучи связаны единой судьбой и единой страшной историей. Некоторые из историй о героизме, отваге, преступлениях и подвигах, немыми свидетелями которых являются эти памятные камни и плиты, расскажет вам наша статья.
Братская могила моряков с линкора «Марат»
Под простым грубым обелиском, стоящим неподалеку от Кронштадского шоссе, похоронены тела 19 кораблестроителей 356 моряков, положивших свою голову при защите Ленинграда от немецких войск. Все они погибли на борту линкора «Марат», и большинство из них – в один день.
Во время Великой Отечественной войны линкор «Марат» участвовал в обороне Ленинграда. 23 сентября 1941 года корабль в Кронштадте был тяжело повреждён во время авианалёта. Немецкие пикирующие бомбардировщиками Ю-87, один из которых, кстати, пилотировал ставший позже известным ас Люфтваффе Ганс-Ульрих Рудель , попали в корабль двумя бомбами, которые разорвались с интервалом в доли секунды - одна чуть впереди, а другая чуть позади фок-мачты. Попадания вызвали детонацию боеприпасов первой башни главного калибра. В результате сама башня, взлетела на воздух и упала в образовавшийся пролом палубы. Носовая надстройка вместе со всеми боевыми постами, приборами, зенитной артиллерией, носовой боевой рубкой и всеми находившимися там людьми завалилась на правый борт и рухнула в воду. От этого взрыва погибли командир корабля, капитан 2 ранга П. К. Иванов, старший помощник капитан 2 ранга В. С. Чуфистов и ещё 324 человека – почти треть экипажа. Тела далеко не всех моряков удалось извлечь из воды, но стела на Кронштадском кладбище хранит все их имена, рассказывая зрителям и о страшной смерти, и о героическом подвиге.
В результате полученных повреждений корабль, получивший 10 000 тонн воды (при общем водоизмещении 23 000 тонн), был полностью затоплен и лёг на грунт у стенки на глубине 11 м. Вся его артиллерия вышла из строя. Однако уже через месяц силами рабочих Кронштадтского ремонтного завода и уцелевших моряков была частично восстановлена боеспособность корабля. Несмотря на многократные попытки немцев добить израненный корабль, три его орудийных башни и зенитные установки продолжали использоваться до окончания блокады Ленинграда.
Братская могила моряков подводной лодки Б-3
К сожалению, в истории линкора «Марат» были не только славные подвиги. Эта могила хранит свидетельство о событиях, участником которых выступил линкор, и которые некоторыми историками описываются как следствие ошибки, а некоторыми – как результат преступления. Это был июль 1935 года, на Балтийском флоте активно шло обучение, и по сценарию разворачивавшихся учений субмарина должна была выйти в учебную атаку на флагман Балтийского флота линкор «Марат». Однако, во время исполнения лодкой этого маневра линкор сошел с заданного курса и неожиданно повернул на подводную лодку. Б-3 попала под киль «Марата» и затонула почти мгновенно.
С подводной лодкой погибли все 55 человек, находившиеся на борту: 39 моряков-балтийцев экипажа «Большевика», а также 15 курсантов Военно-морского училища имени М.В. Фрунзе – будущих командиров-подводников и их преподаватель-инструктор. Курсанты вышли в море на Б-3 лишь на несколько часов для прохождения практических занятий, но оказалось, что это погружение стало для них последним.
После потери в мирное время, от трагического стечения обстоятельств ценного боевого корабля и многих моряков породила много мрачных легенд на флоте. Якобы курс линкору пересекла внезапно всплывшая английская подлодка, якобы командиру корабля было мистическое видение, якобы линкор дореволюционной постройки взбунтовался против власти офицеров-коммунистов... Ищут в случившемся и любовную подоплеку – ревность, и криминальную, и политическую. Одна из версий гласит, что главным виновником столкновения был Клим Ворошилов – Нарком Военмор СССР, то есть верховный начальник всего флота Советского Союза. Согласно этой легенде, перед злосчастными маневрами Клим Ворошилов и сопровождавший его гость – иранский революционер Абулькасим Лахути, изрядно выпив, решили вмешаться в управление линкором для большей красоты происходящего. Командир корабля Александр Леер, начальник бригады линкоров Гордей Левченко и начальник штаба Балтийского флота Иван Исаков не осмелились перечить наркому и другу Сталина, а в результате ушедший с расчетного курса линкор почти сразу же столкнулся с подводной лодкой. Официальное расследование возложило всю вину за случившееся на утонувшего вместе с лодкой Александра Голоднова, командира Б-3, однако эта версия по сей день критикуется пытливыми исследователями и плодит новые загадки.
Утонувшую лодку подняли уже 3 августа – через 9 дней после гибели. Погибших подводников и курсантов похоронили в братской могиле на Кроштадтском кладбище, над которой был установлен гранитный обелиск. На табличке этого обелиск все пятьдесят пять подводников и курсантов перечислены как погибшие на боевом посту.
Могила немецких моряков с подводной лодки U-250
Памятник на этой могиле, простой камень с металлической плитой в центре, уникален что в масштабах Кронштадского кладбища, что в масштабах всей страны. Дело в том, что на нем рядом, не как враги, а почти что как родственники, перечислены немецкие подводники и советские моряки. Левая сторона металлической плиты – это список экипажа морского охотника МО-105, погибшего в 1944-м в Выборгском заливе. А на правой – надпись «в память о немецких моряках с лодки U-250, потерявших свою жизнь 30.7.1944 г. в бухте Выборга от глубинных бомб советского охотника за лодками МО-103 и нашедших последний покой на этом кладбище» и список погибших членов экипажа U-250. Внизу плиты – надпись на двух языках: «Примиренные смертью взывают к миру!».
Этот памятник поставили в сентябре 1996 года, благодаря частной инициативе немецкого историка Гюнтера Фурманна из города Йена и российского историка Б.А.Каржавина, а предыстория его появления весьма непроста. 30 июля 1944 года в Выборгском заливе Балтийского моря в U-250 атаковала советский малый охотник МО-105. Атака была успешной, девятнадцать советских моряков погибли, а семеро спаслись, так как к месту взрыва немедленно прибыли другие советские корабли. Вечером того же дня другой малый охотник, МО-103, обнаружил U-250 гидролокатором и атаковал ее глубинными бомбами. В ходе боя одна из бомб взорвалась над палубой лодки, проделав в ней огромную пробоину и моментально отправив на дно. Шесть человек, в том числе командир субмарины, капитан-лейненант Вернер-Карл Шмидт, сумели выбраться на поверхность, остальные 46 подводников погибли. Поскольку немецкая лодка затонула на мелководье, советские моряки воспользовались подвернувшимся случаем и подняли ее для изучения. В ходе работ по подъему U-250 из нее были извлечены тела утонувших немцев и захоронены поблизости, на территории Кронштадтского кладбища. Теперь имена 20 советских и 46 немецких моряков, нанесенные рядом, и связанные надписью «Примирённые смертью взывают к миру!» являются одним из самых необычных памятников Великой Отечественной Войны.
Возможно, вам будет интересно: