Жилые гробы в Китае
Дома-гробы в Китае
Последнее пристанище для усопшего – гроб длиной чуть больше человеческого роста и на десяток сантиметров шире в плечах. Такая теснота смертного ложа нашла своё отображение в поговорках и фразеологизмах. Редко кто из живущих согласился бы добровольно на существование в подобных условиях. До наших дней дошли истории о монахах, живших в небольших уединённых кельях, да о Диогене Лаэртском. Древнегреческий философ для своего жилища избрал бочку, однако большую часть времени проводил снаружи, в разговорах со своими соплеменниками.
Тем не менее в Китае несколько сот тысяч людей прозябает в подобных условиях. Их жильё немногим больше гроба – места хватает развернуться, но руки в стороны уже нет. Высокая перенаселённость вынуждает людей соглашаться на любое жильё. Для понимания всей картины бедствия, представьте себе население в 10 раз больше, чем в РФ, но занимающее территорию в два раза меньше.
Coffin cubicles
Рост рождаемости и снижение темпов строительства неизменно приводит к жилищному кризису. Особенно остро эта проблема стоит в КНР. Если ещё полвека назад рядовой китаец мог себе позволить купить в кредит жильё для своей семьи, то сейчас у него едва хватает денег, чтобы снимать небольшую комнатушку. В итоге жителю большой страны приходится выбирать: либо переезжать в другую страну, где уже есть китайская диаспора, либо соглашаться на проживание в стеснённых условиях.
Во втором случае приходится смириться не просто с маленькой комнатой, а совсем крошечной коморкой. Площадь мини-дома порой не превышает 2-3 кв. м. Наблюдатели из ООН расценивают подобное жильё как «унижающее достоинство человека».
200 000 китайцев живут «в гробах»
Гонконг со своим 8-ми миллионным населением лидирует по количеству проживающих в стеснённых условиях. В комнатках-гробах здесь ютятся порядка 200 тысяч человек. Они работают на малооплачиваемых работах – официантами, уборщиками, дворниками, разнорабочими. Низкое положение на социальной лестнице вынуждает их приспосабливаться.
Нарезка на «гробы»
В Китае вполне нормально относятся к подобной дискриминации. Всё больше владельцев свободного жилья дробят свои комнаты на мелкие каморки. Ведь таким образом они смогут получить больше выгоды. Либо одна семья будет платить за площадь в 12 кв. метров, либо хозяева смогут сдать её 4-6 нуждающимся, каждому из которых достанется по 2-3 кв. метра.
Жизнь «в гробу»
Жители мини-комнатушек умудряются здесь не только спать, но проводить досуг, кушать и даже порой готовить эту самую еду. Правда маленькая плитка вполне может соседствовать с унитазом. Здесь это считается в порядке вещей. Даже более того, если у вас есть возможность поставить всё это в арендуемом помещении, то считайте, что вам повезло. Большинству приходится обходиться готовой пищей и бежать по нужде по коридору или в конец улицы.
Стены такой «домовины» сплошь заставлены. Здесь обувь может соседствовать с кухонной утварью, а еда – со средствами гигиены. Для удобства розетки размещают на потолке. К ним подключают потрёпанные ноутбуки, лампы, но чаще всего вентиляторы. В противном случае придётся смириться с духотой и несвежим воздухом.
Число подобных комнатушек с каждым годом растёт. Смотря на эту тенденцию невольно начинаешь относиться к словам Си Цзинь Пина, утверждающего, что уже к середине столетия жизнь среднестатистического китайца будет находиться на европейском уровне.
Коммерческий подход
Если нельзя решить проблему – значит нужно её оформить в цивилизованном русле. Именно так решили китайские компании, спонсирующие возведение зданий в формате сот. Жизнь в таких ячейках будет немногим лучше чем в «гробах». По крайней мере будут выделены отдельные помещения общего пользования для принятия душа, санузлы, столовые, кухни. Стоимость аренды в новострое ожидается несколько большей, чем на вторичном рынке. Потому владельцы свободных комнат могут не опасаться, что их квадратные метры будут простаивать.
Показательно вспомнить об имеющихся на Земном шаре городах призраках. В то время как одни люди испытывают острую необходимость в жилье, на других континентах остаются незанятыми сотни тысяч квадратных метров жилой площади.
Люди в ловушке
Впервые поднял вопрос о тесном жилье в Китае на обсуждение общественности журналист Бенни Лам. Свою статью «Ловушка» (Trapped), опубликованную в National Geographic, он снабдил колоритными фотографиями. Как признавался он сам, у него слёзы стояли в глазах, когда он увидел, что в крохотном чулане ютится целая семья.
Помимо публикации в известном журнале, Бенни выставил немало снимков на своей личной странице в Фейсбуке. Изображения быта китайцев вызвали немалый резонанс в соцсети. Некоторые участники напрямую задавали автору вопрос о целесообразности публичного освещения подобного материала. Мнение фотографа на этот счёт однозначно. Он считает, что нельзя закрывать глаза на условия жизни других людей только потому, что они из другого социального слоя. Это те же люди, которые ходят вместе с нами по улицам своего города. Им просто досталась малооплачиваемая работа, которую тоже должен кто-то выполнять.
Жилец «гроба»
Переселиться в подобное жильё иногда вынуждают обстоятельства. После увольнения из службы такси и затяжного периода болезни китайцу Вонг Тат-миню (Wong Tat-ming) пришлось снимать крохотную комнатку площадью 1,7 кв. метров. В свои 60 с лишним лет он получает от государства небольшое пособие. Из него ежемесячно он уплачивает 2400 гонконгских долларов (примерно 300$ США) за аренду жилья.
Возможно, вам будет интересно: