Закрыть
Санкт-Петербург
  «Ушедшие» – фильм о японских похоронах, получивший Оскар

«Ушедшие» – фильм о японских похоронах, получивший Оскар

В 2008 году американскую премию Оскар в номинации «Лучший фильм на иностранном языке» получил фильм «Ушедшие» (яп. おくりびと, Okuribito, англ. Departures) японского режиссёра Йодзиро Такита. Кинолента раскрывает особенности японских похорон через призму мироощущений юного музыканта Дайго Кобаяси. Волею судеб он не может больше играть в оркестре на виолончели и вынужден искать работу. Единственное место, где его принимают без рекомендаций – похоронное бюро.

Нарушение табу

Островное государство за многие века воспитало в своих гражданах строгое следование традициям. В частности, это касается табу на какое-либо обсуждение смерти. Люди, работающие в похоронной отрасли, становятся своего рода «нечистыми» или изгоями, париями. При наличии альтернативы, любой человек откажется от работы в ритуальном агентстве. В то же время, погребальные ритуалы должен кто-то совершать. На решении подобной дилеммы и построен сценарий фильма «Ушедшие».

Молодой виолончелист из-за закравшейся ошибки в объявлении приходит трудоустраиваться в похоронное бюро. Дайго был воспитан в консервативной семье и потому его первая реакция на новое место работы вполне ожидаема. В то же время, он очень нуждается в деньгах и не может пренебречь даже такой непрезентабельной, на его взгляд, компанией. Получив первый заработок, и очень неплохой, японец переосмысливает своё восприятие. В этом ему помогает и директор ритуального агентства, в прошлом тоже переживший сильную драму.

Режиссёр Йодзиро Такита постепенно раскрывает перед зрителем особенности «презренной профессии». Ведь Дайго приходится заниматься самой грязной её стороной – уложением мёртвого тела в гроб. Все манипуляции совершаются в присутствии родственников, а это значит, что каждое движение должно быть выверенным, чётким, с проявлением достойного отношения к усопшему. Именно демонстрация красоты прощальной церемонии, уважения к почившему, помогает как герою, так и зрителю найти положительные стороны в самом процессе погребения. «Нечистая» работа приобретает смысл, к ней постепенно меняется отношение.

Окно в японскую культуру

Для стороннего зрителя фильм «Ушедшие» раскрывает изнанку японской церемонии погребения. По своей сути погребальные традиции Страны Восходящего Солнца очень отличаются от европейских. В России и западных странах уложением в гроб занимаются в морге, а сами похороны уже происходят после совершения данного ритуала. В Японии же омовение и облачение умершего происходит в присутствии родственников. Церемониал происходит в торжественной обстановке и является неизменной частью погребальных мероприятий.

Грубо говоря, домочадцы не рискуют прикасаться к телу умершего со дня его смерти. Они считают его «нечистым», а манипуляции – соприкосновением с потусторонним миром. Только вызванные на дом ритуальные агенты могут дотрагиваться до останков, совершать последние приготовления.

Процедура уложения во гроб для японцев включает:

  • омовение тела,
  • вкладывание тампонов в естественные отверстия,
  • облачение в погребальное кимоно (при этом родственники не должны видеть кожных покровов умершего!),
  • нанесение похоронной косметики.

Чем тщательнее и аккуратнее выполнена ритуальными агентами работа – тем дороже за неё платят. Люди не знакомые с процедурой или впервые присутствующие на похоронах могут счесть запрашиваемую цену высокой. Данный момент также нашёл своё отображение в фильме.

Преодоление горя и укрепление семьи

Поначалу Дайго не оповещает свою супругу о том, в какой сфере ему приходится работать. Когда Мика узнаёт об этом сама, то воспринимает известие в штыки. От молодого японца отворачиваются его закадычные друзья, а жена уходит и даже хочет развестись.

Восстановление отношений происходит после того как Кобаяси проводит погребальную церемонию в доме знакомой банщицы. Престарелая женщина умерла, и к ней на похороны пришли жена Дайго и его друг, сын владелицы бани. При совершении уложения в гроб новый работник похоронной сферы не преминул повязать бант – характерный аксессуар, который дама носила при жизни. Увидев, как молодой японец с должным уважением относится к усопшей, они поменяли своё мнение по поводу «презренной» профессии.

Финал

На протяжении всего фильма зритель узнаёт о драме молодого виолончелиста: он воспитывался в неполной семье после того как отец их бросил. Испытывая внутреннюю обиду, он не может простить своего родителя даже после того как получил известие о его кончине. Только благодаря уверениям жены и своих коллег по похоронному агентству, Дайго решает таки поехать и проститься с папой. Войдя в убогое жилище молодой японец постепенно осознаёт причины, по которым отец их покинул. В это самое время приезжают похоронные агенты, которым чуждо сочувствие и тактичность. Их цель – побыстрее освободить жильё от тела. Кобаяси не может допустить, чтобы тело его отца было уложено в гроб буквально как мешок картошки – и потому совершает сам последние приготовления к похоронам. В процессе омовения и облачения на главного героя снисходит прощение деяний его родителя.

Помимо прекрасной режиссуры и оригинального сценария, особую атмосферу в фильме создаёт звуковое сопровождение. Мягкие лирические композиции Дзё Хисаиси исполненные на виолончели дополняют невысказанные вслух мысли главного героя.

Возможно, вам будет интересно:

11 марта 2020