Закрыть
Санкт-Петербург
  Традиции похорон у зороастрийцев

Традиции похорон у зороастрийцев

Зороастризм, или «Благая вера почитания Мудрого», является одной из древнейших религий. В самом начале она исповедовала дуалистический монотеизм, но в конце концов политеистическое начало возобладало. Первые сподвижники появились в VII веке до н. э. на территории Большого Ирана. Ныне число верующих по всему миру не превышает 100 тыс. человек и основная их часть находится всё на той же территории – в Иране, Индии, Таджикистане. Поскольку столичные жители более подвержены к смене конфессии, в Москве и Санкт-Петербурге, втором главном городе России, также имеются небольшие общины зороастрийцев.

По вполне понятным причинам люди желают после своей смерти быть погребёнными согласно традициям своей веры. Зороастрийцы – не исключение. Статья призвана объяснить похоронные обычаи представителей данной деноминации, чтобы родственники усопших могли понять их и принять.

Основы зороастризма: Добро и Зло

Главенствующим богом в данной религии считается Ахура-Мазда. Но он не делает всё сам – ему помогает целый сонм низших божеств. Каждое из них ответственно за свой участок добрых дел или потакает человеческим добродетелям.

Антагонистом служит Анхра-Манью. Иногда его имя передаётся как «Ариман» или «Ахриман». Соответственно он – воплощение всего злого и тёмного. А сама религия построена на вечном конфликте Добра и Зла, Светлого и Тёмного Начал. В нашем мире каждая вещь связана с одной из сторон конфликта. Всё хорошее исходит от света, а всё плохое – от тьмы. Долг же человека состоит не в выборе между ними, а в приумножении светлого и доброго, соответственно преуменьшая влияние тёмного и злого.

Смерть глазами зороастрийцев

По мнению зороастрийца наступление летального исхода – однозначно плохое событие. Когда душа человека покидает тело, то в него тут же вселяется злой демон, ускоряющий распад тканей, вызывающий зловоние и распространяющий миазмы. Попадает он туда в облике мухи, дающей потомство (личинок) уже через несколько дней. Тем не менее, смерти никак нельзя избежать. Потому каждый верующий становится перед дилеммой: как упокоить близкого и не осквернить ни себя, ни стихии – огонь, воду, землю.

Дахмы – башни-кладбища

В древности зороастрийцы решали проблему упокоения с помощью дахме, иначе называемых «башнями молчания». Для их постройки отводилось место, куда ни один из членов общины не придёт в здравом уме. Вокруг него строилась высокая ограда. Получалась своего рода башня, но с решётчатой крышей или без неё. Сюда приносили тела скончавшихся и привязывали, не позволяя птицам и шакалам выносить крупные части упокоенных за пределы дахме. Вход был открыт, и стервятники порой часами сидели на ветвях соседних деревьев, дожидаясь новых останков. Иногда погребения устраивались в нишах скал. Тогда тело утяжеляли грузом или приковывали к стенам.

Обрядовую часть исполняли специальные люди – насусалары. В их обязанности входила транспортировка трупа к месту погребения. При чём тело обязательно должны были нести как минимум двое человек, ибо совершение манипуляций с останками в одиночку считалось особым грехом. В крайнем случае вместо второго человека можно было использовать животное – собаку, ишака.

Насусалары – «ритуальные агенты» древних зороастрийцев

Насусаларов не совсем верно относить к религиозным деятелям. Скорее это люди, выполняющие функции современных ритуальных агентов. До сих пор все вопросы связанные с похоронами решают именно они. Сюда входят не только банальная транспортировка трупа, но и проведение определённых обрядов над телом, переодевание. В их ведении находятся дахме. По необходимости они приводят их в порядок.

Среднестатистический зороастриец не должен приближаться к почившему ближе, чем на 30 шагов. Соответственно ни о каком исполнении обрядовой части не может быть и речи. Нарушение дистанции грозит верующему прохождением определённых ритуалов по очищению, которые длительны по времени и утомительны в физическом смысле. Насусаларам же не грозит подобное. Они сами считаются так называемой скверной, подобной до касты париев в Индии. Раз они постоянно сталкиваются со смертью (злом), то и преобладает в них больше тёмное начало.

Зороастрийские похороны в Иране

Вышеописанный ритуал с использованием дахме просуществовал в Иране до 1970 года. Тогда своим указом шах Мухаммед Реза Пехлеви ввёл жёсткий запрет на подобные погребения. Представители данной конфессии вынуждены были подчиниться и хоронить своих умерших в земле. Чтобы останки не соприкасались с водой или грунтом, в яму помещали бетонный саркофаг перед погребением. Состоятельные же члены общины предпочитают прах размещать в выстроенном для этих целей склепе.

Зороастрийские похороны в Индии

Много веков назад кочевые племена Персии переселились на территорию современной Индии. У них даже название общины «парсы» напоминает о древних истоках. Похороны усопших проводятся по вышеприведённому обычаю, с использованием дхаме. К телам спускаются грифы и пожирают истлевающую плоть.

В последнее время популяция стервятников снисходит на нет. Оказалось, что использование людьми при жизни лекарственных средств, созданных в химлабораториях, значительно сокращают жизнь птиц, съевших столь вредные останки. Члены общины серьёзно обеспокоились данным фактом и разделились на две группы. Одна решила перенять обычаи соседствующих индийцев и сжигать трупы. Вторая, более консервативная, стала искать альтернативные методы упокоения, не нарушающие традиции зороастризма. В частности, на некоторых дахме установлены солнечные панели, ускоряющие процесс разложения трупов. Также ведутся разговоры по поводу выращивания грифов в искусственных условиях.

Интересно! Роль рогьяпов, буддийских монахов Тибета, что занимаются разделкой трупов для скармливания грифам в «молитвенном городке», во многом схожа с действиями насусаларов.

Возможно, вам будет интересно:

9 апреля 2020