Реквием: музыка и литургия
Слово «реквием» достаточно известное. Но все ли люди понимают, что за ним стоит? Частое использование «для красного словца» в СМИ, фильмах и даже видеоиграх нивелируют исконное его значение. Часто под реквиемом подразумевают абсолютно противоположное понятие.
Церковный реквием
Реквием – католическая заупокойная месса, то же, что и литургия. Служба названа по началу песнопения «Requiem aeternam dona eis, Domine», что с латыни на русский можно перевести как «Покой вечный даруй им, Господи». Для удобства и отличия от прочих месса была поименована реквием. Впоследствии от неё произошёл сходный по тематике музыкальный жанр.
Вторая половина 20-го века была ознаменована значительной реформацией католических обрядов. В частности, характер похоронной литургии был изменён с «дарования покоя» на тему «воскресения упокоенных». Как следствие – изменился сам текст отходной мессы, поменялась структура службы. Традиционный «Реквием» отошёл в прошлое.
У православных прочтение молитв над бездыханным телом в гробу именуется «последованием мертвенным». Но чаще можно услышать бытовое название службы – «отпевание» или «заупокойная лития». Иногда на замену читают «парастас» – полную панихиду, что продолжается целую ночь перед днём похорон, девятинами, сороковинами и годовщиной. Само служение проводится а-капелла, без использования музыкальных инструментов.
Композиторский реквием
Как библейские сюжеты вдохновляли художников на написание соответствующих картин, так и католический реквием стал предтечей целого музыкального жанра. Известно, что Моцарт в начале своей карьеры часто писал сочинения для заупокойной мессы. Он был не единственным композитором, сочинявшим музыку данного жанра. С течением времени музыканты стали всё чаще отклоняться от классического исполнения литургии. В каноническую мессу привносились отдельные нюансы. Теперь реквиемы исполняли не только в Церкви, но и на светских концертах, посвящённых тому или иному трагическому событию.
Сам оригинальный григорианский текст также подвергся исправлениям. Единственно, чего продолжали придерживаться композиторы – структуры католической мессы. Так, в основу всех траурных произведений входят отсылки к следующим церковным песнопениям:
- Requiem aeternam (Вечный покой);
- Kyrie (Господи, помилуй);
- Dies irae (День Гнева);
- Domine Jesu Christe (Гоcподи Иисусе Христе);
- Sanctus (Свят);
- Agnus Dei (Агнец Божий);
- Lux Aeterna (Вечный свет).
Первым, кто испробовал себя в новом жанре был Йоханнес Окегем, известный голландский композитор. Его современник Антуан Брюмель превзошёл зачинателя, сакцентировав драматизм музыкального сочинения на секвенции Dies irae (День Гнева).
С годами реквием становился всё более популярным и востребованным в модных салонах. В XVIII веке композиторам часто заказывали написать аналог церковной литургии, приуроченный к определённому печальному событию. Поступали заказы как от епархий и императорских дворов, так и от состоятельных граждан. Нередко напряжение, в котором сочинитель держал публику при исполнении своего произведения, было связано с личной утратой и переживаниями самого музыканта.
Современные реквиемы
В нашем веке композиторские реквиемы всё меньше соотносятся с изначальной религиозной службой и всё более становятся самобытными. Латинские тексты переводятся на современные языки, дополняются стихами светского характера. Всё чаще музыкальные композиции посвящают не одному человеку, а жертвам техногенных катастроф, боевых действий, терактов. Массовая гибель людей в локальных конфликтах породила особый поджанр – военный реквием. Его лейтмотивом служит почтение памяти погибших и пацифистские настроения.
Известные реквиемы
По скромным подсчётам к миллениуму было написано свыше 2000 реквиемов. Сюда входят только те, которые, помимо названия ещё и относятся к данному музыкальному жанру. Часть композиций известна по всему миру:
- Реквием Моцарта – Лакримоза;
- 3 реквиема Джузеппе Верди – Recordare, Лакримоза и Agnus Dei;
- Реквием Ги Ропарца;
- Реквием Луиджи Керубини – Introit and Kyrie;
- Реквием Иоганнеса Брамса;
- Военный реквием Бенджамина Бриттена;
- Реквием Дмитрия Кабалевского и других.
В литературе под именем «Реквием» имеется поэма известной поэтессы Анны Ахматовой. Художественное произведение посвящено репрессированным в 30-е годы. Впоследствии поэма была положена на музыку рядом отечественных и зарубежных композиторов: Владимиром Дашкевичем, Борисом Тищенко, Георгием Дмитриевым, Еленой Фирсовой, Джоном Тавенером.
Реквием на похоронах
Ныне канонический реквием можно услышать лишь в Церкви, на погребении католика или протестанта. Да и то, по предварительной договорённости со священнослужителем. В общем случае звучат на похоронах музыкальные композиции на тему реквиема. Их исполняют специально приглашённые похоронные оркестры в строго установленные периоды – на время шествия траурной процессии, после всеобщего прощания, при опускании гроба в могильную яму. Во время гражданской панихиды реквием звучит во время пауз между торжественными речами.
В советское время на погребении звучала всем знакомая мелодия траурного марша. Сейчас в России перед траурным мероприятием обсуждают будущий репертуар похоронного оркестра. Часто выбор падает как раз на один из классических реквиемов – Моцарта, Брамса, Берлиоза, Альфреда Шнитке.
Санкт-Петербургская ритуальная служба Ритуал.ру предоставит полную консультацию по вопросам выбора музыкальной композиции для организации торжественных проводов. Мы поможем определиться с количеством участников похоронного оркестра и прочими нюансами. Звоните нам круглосуточно по телефону +7 (812) 292-22-22.
Возможно, вам будет интересно: