Придорожные кенотафы в России
В Ленинградской области, как и в других регионах России можно встретить на обочинах дорог памятки о недавно случившихся ДТП. Как правило, это ритуальные венки или другие знаки, закреплённые на столбах, деревьях или установленные на специально подобранных колышках. Такого рода мемориалы называются придорожными кенотафами, поскольку сами жертвы дорожных аварий захоронены, как водится, на кладбищах.
Отношение к таким мемориалам неоднозначное. Родственники и близкие погибших у такого рода кенотафов поминают дорогих им людей. Законодательные органы различных уровней выступают против подобного рода увековечивания памяти усопших. Подробнее о самих придорожных кенотафах и вопросах с ними связанных далее в статье.
Что такое придорожный кенотаф
По сути кенотаф – это памятник без упокоенного. Придорожный кенотаф, соответственно, мемориал, установленный по краю дороги. Неверно предполагать, что под памятником действительно захоронена жертва ДТП. Это противоречит законодательству и за подобные участникам похорон грозило бы уголовное наказание. А тело всё равно в дальнейшем было бы перезахоронено на погосте.
В отношении же самого памятника ПОКА нет никаких запретов. Потому кенотафом может служить покрышка с надписью краской-эмалью, закреплённый на дереве траурный венок и даже типовой обелиск, который устанавливают на кладбище. Встречаются и более причудливые варианты. Например, гора обломков от автомобиля, икона в окружении СД-дисков или другие мемориалы, более напоминающие языческие капища. Для отечественных антропологов придорожные кенотафы являются ещё одной темой для изучения.
Интересно! Во многих странах Европы придорожные кенотафы имеют вид похоронного венка или христианского креста. Использование деталей автомобилей и прочих технических конструкций характерно именно для российских дорог.
Традиция установления придорожных кенотафов
Невозможно указать точное время возникновения традиции устанавливать кенотафы погибшим в ДТП вдоль дорог. Стоит отметить, что в появившемся на телеэкранах фильме Василия Шукшина «Живёт такой парень» (1964 год) уже имеется сцена, где главные герои останавливаются у подобной памятки и поминают погибшего. Поскольку для зрителей был вполне понятен данный эпизод, следует предположить, что обычай сооружать кенотафы на автомобильных трассах уже в то время был повсеместным.
Связано ли это с дефицитом машин в советское время или со стремительным развитием автопрома в нулевых, но именно в наступившем тысячелетии явление приобрело массовый характер. Ныне практически на каждой трассе федерального назначения можно встретить придорожный кенотаф, а то и не один. И большая часть из них датируется периодом наступления нового века.
Духовная составляющая
С падением коммунистического режима бывшие советские люди начали искать утешение в религии. При этом конфессия сама по себе была не важна. Что христианство, что ислам, что иудаизм или буддизм подавались в несколько искажённой форме, ведь традиционные каноны искоренялись многие десятилетия до этого. Духовные поиски приводили к изобретению альтернативных «народных» практик.
Установление кенотафа на месте гибели близкого было сродни почитанию умерших в язычестве. Ведь это в Древнем Риме считали, что душа сражённого на поле боя и захороненного в братской могиле будет скитаться по миру неприкаянной до тех пор, пока родственники не воздвигнут ей мемориал. Тогда усопший обретёт место последнего упокоения и больше не будет тревожить живых. Священнослужители нынешних монотеистических религий отрицают блуждание души близ места её смерти. Все подобные представления взяты скорее из литературы-нуар и голливудских фильмов, а никак не из догматов веры.
Почему кенотафы ставят вдоль дорог
Российский менталитет во многом построен на поговорке: «что не запрещено – то разрешено». Это касается как установки придорожных кенотафов, так и выбора их формата. Так, на детских площадках, территориях придомовых или прилегающих к промышленным предприятиям действует Закон о благоустройстве, прямо или косвенно запрещающий сооружение памятников. В отношении же «ничейной земли» вдоль автомобильных трасс никакие нормативные акты не введены. Правда, существуют попытки ограничить подобную «самодеятельность» на региональном уровне. Но разве это не свидетельствует о том, что ранее установка кенотафа не запрещалась? Парадоксальность выводов, тем не менее, оправдывает действия родственников почивших.
Водружение кенотафов вдоль дорог приобрело настолько массовый характер, что отдельные ритуальные службы даже предлагают соответствующую услугу. Каркас траурного венка заведомо создаётся таким образом, чтобы его было легче крепить на столбы или деревья. Согласитесь, если бы подобный сервис не был востребован, то в похоронной отрасли не возникло бы целое коммерческое направление.
Как обстоят дела на самом деле? Отсутствие законодательных норм в отношении кенотафов совсем не означает вседозволенность в данном вопросе. Просто пока ещё данный момент не урегулирован или законопроект находится на стадии обсуждения. Также как нет запрета на возведение придорожных мемориалов, на данный момент нет и правовой базы для их сохранения. То есть, за кражу местным населением или за снесение региональными властями придорожного мемориала никто не понесёт никакого наказания. А уж если коммунальные службы при прокладке теплотрасс или дорожные службы при расширении трассы уничтожат установленные кенотафы, то и претензии по сути будет предъявлять некому. Ведь официально мемориала на этом месте не существовало.
Кому и чем мешают кенотафы
Рядовому обывателю может показаться надуманной шумиха, поднятая вокруг дорожных кенотафов. Но давайте посмотрим на проблему с другой стороны. Какие отрицательные факторы сопровождают установку мемориальных досок или траурных венков вдоль обочины?
Отвлекают внимание. Не секрет, что часть мемориалов заведомо выполняется в ярких красках или необычном дизайне. Таким образом данные сооружения пусть на некоторое внимание, но отвлекают внимание водителя от ситуации на дороге.
Обратная реакция. Установщики кенотафов руководствуются вполне рациональным убеждением, что водители, увидев памятный знак, снизят скорость на опасном участке дороги. В действительности же происходит обратная реакция – шофёры, наоборот, стремятся поскорее преодолеть место прошлой аварии и автоматически превышают скорость.
Деструктивное влияние. Езда по местности с установленными кенотафами сродни вынужденной прогулке по кладбищу. Обычного человека вид, пусть и мнимых, надгробий ввергает в депрессию и нередко служит поводом для раздражения. Как следствие – водитель начинает испытывать дополнительный стресс и совершает ряд необдуманных ошибок.
Мнение местных жителей. Как правило, родственники погибших проживают в другом районе и потому мало интересуются мнением людей, вынужденных жить вдоль трассы. А вот местное население отнюдь не прельщает житие на импровизированном погосте, с памятниками на каждом километре трассы.
Ежегодные паломничества. Боль потери от гибели близкого порой не утихает и через несколько лет. Всё это время родные почившего поминают дорогого им человека на кладбище и близ кенотафа. Возле имитации надгробия собирается небольшая толпа, произносит похоронные речи, устраивает застолья. Продолжается это несколько часов. Если на трассе установлен ряд надгробий или в аварии погибло несколько человек, то подобные торжества устраиваются чуть не каждый месяц. Слышать с такой периодичностью поминальные речи и голошения местным жителям явно не по душе.
Традиция сигналить. Ну и самый неприятный для жителей округи обычай – это воспроизведение сигнального гудка машинами, проезжающими мимо кенотафа. Если мемориал установлен вдали от жилья, то с этим ещё как-то можно смириться. Если же дорога пролегает через населённый пункт, да ещё и имеет оживлённое движение, то подобная какофония становится воистину народным бедствием.
Возможно, вам будет интересно: