Похороны Суворова
Русский военный деятель Суворов Александр Васильевич достиг блистательных высот в карьере. Записавшись в 12 лет мушкетёром в Семёновский лейб-гвардии полк, он дослужился до звания генералиссимуса, генерала-фельдмаршала Русской армии и Священной Римской империи, великого маршала всех войск пьемонтских и множества других военных титулов. Обладатель всех возможных к получению мужчиной Российских орденов, он также был кавалером семи иностранных орденов.
За свою службу полководец Суворов участвовал в 60 с лишним боях и сражениях, и ни в одном не потерпел поражения. В своём трактате «Наука побеждать» он детально изложил собственные взгляды на военную науку. Главным его кредо была вера в то, что именно человек является решающим фактором для победы. Потому все будущие манёвры в деталях доносились до низших чинов и солдат, а само войско содержалось в благоприятных бытовых условиях. Александр Васильевич был воистину «слуга царю, отец солдатам».
Смерть Суворова
Конец 1799 года застал российскую армию в швейцарских Альпах. Здесь, наряду с австрийскими войсками, русские войска бились против полков Наполеона. Поскольку межгосударственный союз Австрии и России стал давать трещину, Павел I решил отозвать свою армию. Уже в январе 1800 русская армия достигла границ Родины. На пути возвращения Суворов тяжело заболел и остановился в своём имении Кобрино для поддержания здоровья. Не смотря на эту передышку, вновь продолженное путешествие усугубило физическое состояние генерала-фельдмаршала. Достигнув столицы, Александр Васильевич остановился у свояченика Д. И. Хвостова. Прибывший за отчётом о военных действиях граф Иван Кутайсов получил отповедь генералиссимуса:
«Я готовлюсь отдать отчёт Богу, а о государе я теперь и думать не хочу…»
Считается, что эта отповедь была дана в ответ на отказ Павла I принять лично полководца.
Суворов А. В. скончался 18 мая (по новому стилю) 1800 года во второй половине дня, достигнув возраста 69 лет. Император Павел I распорядился похороны назначить на субботу, 24 мая, в полном соответствии с военным обрядом.
Траурная процессия
По распоряжению императора два штаб-офицера были назначены маршалами. Награды на подушечках несли обер-офицеры и унтер-офицеры. Гроб перевозили на колеснице украшенной малиновым балдахином с золотистой каймой. Помимо нескольких гвардейских полков в похоронном кортеже участвовало не менее 150 высших должностных лиц. Перечень утверждался императором двумя списками: более важные сановники и менее значимые государственные лица. Также на улицах города высыпали тысячи горожан, что пожелали проститься с великим человеком. Сам Павел I на похоронах не присутствовал, но торжественно встретил процессию на углу Невского проспекта и Садовой улицы, и какое-то время провожал шествие взглядом.
Казус с гробом
Согласно городским легендам, на похоронах случился казус при выносе гроба с телом Суворова. Якобы в доме Д. И. Хвостова были настолько узкие двери, что пришлось смертный одр спускать на талях с балкона. По второй версии, катафалк с гробом не мог въехать в ворота Александро-Невской Лавры, на кладбище у которой решили похоронить полководца. Хотя сейчас точно невозможно указать, какая из версий достоверна, единственно, что можно сказать точно, гроб с телом претерпел некоторые сложности по ходу движения из дома свояченика Александра Васильевича до места захоронения.
Погребение Суворова
Торжественное отпевание генералиссимуса состоялось в Александро-Невской Лавре при большом скоплении народа. После его тело было захоронено в подполе Благовещенской церкви. Первоначально на могильной плите красовался фигурный щит из позолоченной бронзы. Центральную часть его занимал овальный медальон с выпуклым изображением шлема, Геркулесовой палицы, букрании, увитые гирляндой. Под медальоном располагался щиток с головой Медузы и алебардами. На фигурном щите и самой мемориальной плите значилась помпезная надпись:
«Здѣсь лежитъ
Суворовъ.
Генералиссимусъ
Князь Италійскій
Гр. Александръ Васильевичъ
Суворовъ-Рымникскіий
родился 1729го г. Ноября 13го дня
скончался 1800го года Маѩ 6го
Тезоименитство его Нояб.24го.»
Поскольку сам полководец был против подобных фанфар, его внук впоследствии ходатайствовал об изменении оформления могильной плиты. Ныне на ней значится скромная надпись:
«Здѣсь лежитъ Суворовъ»
Мифы, связанные с погребением Суворова А. В.
Художественная литература пестрит примерами натянутых отношений между императором Павлом I и его главнокомандующим, А. В. Суворовым. По этой причине родилось немало мифов, связанных с похоронами великого полководца. Перечислим основные из них.
Миф 1. Похороны по чину генерал-фельдмаршала, а не генералиссимуса
Как известно, похороны лиц разных сословий значительно между собой отличались. В то же время пожалованное звание генералиссимус было скорее почётным званием, нежели имеющимся в табели о рангах. А поскольку титула как такового не было прописано, то и хоронили Суворова по наивысшему разряду – как генерал-фельдмаршала.
Миф 2. Павел I отказался присутствовать на похоронах
На самом деле императору не имело смысла присутствовать на погребении от начала и до конца. У царедворца и без того хватало государственных забот. В то же время самоличное составление присутственных списков и встреча процессии говорят сами за себя о благосклонном отношении главы государства к своему известному подданному.
Миф 3. В процессии участвовала не гвардия, а простые солдаты
Поскольку в присутственных списках значились полки гвардии, то вряд ли офицеры бы ослушались повеления императорского. Солдаты же могли прийти на церемонию по своему наитию, дабы почтить память своего главнокомандующего.
Миф 4. Многие дворяне отказались присутствовать на похоронах Суворова
Даже если отдельные государственные лица и были в оппозиции к генерал-фельдмаршалу, вряд ли бы они ослушались государственного веления, будучи занесёнными в присутственные списки.
Таким образом, хоть между императором Павлом I и Александром Васильевичем Суворовым на протяжении жизни сохранялись натянутые отношения, на погребении основоположника российской военной теории это не сказалось. Более того, вызывая на последнюю войну император через флигель-адъютанта Толбухина передавал:
«Граф Александр Васильевич! Теперь нам не время рассчитываться. Виноватого Бог простит. Римский император требует вас в начальники своей армии и вручает вам судьбу Австрии и Италии…»
По окончанию же Швейцарского похода граф Суворов-Рымникский был удостоен почётного звания Генералиссимус российских сухопутных и морских сил, а Военной коллегии было предписано общаться с ним «сообщениями, а не указами».
Возможно, вам будет интересно: