Похороны адмирала Павла Нахимова
Адмирал Павел Степанович Нахимов занимает почетное место в российской истории. Блестящий флотоводец, он вписал ни одну героическую страницу в хронику отечественного флота. С именем адмирала связаны великие победы под Синопом и легендарная оборона Севастополя. С именем адмирала связаны великие победы под Синопом и во время обороны Севастополя.
Военная карьера была предопределена Павлу Степановичу. Будущий флотоводец родился в семье обедневшего помещика и отставного секунд-майора Степана Нахимова. В возрасте 13 лет он впервые надел военно-морскую форму, а 2 года спустя совершил свое первое плавание на бриге «Феникс» среди лучших воспитанников Морского кадетского корпуса. В 1822 году Нахимов был назначен на фрегат «Крейсер» в кругосветную экспедицию капитана Лазарева. Первая военная слава к нему пришла в 1827 году во время Наваринского сражения, в котором соединенная эскадра России, Англии и Франции одержала блистательную победу над турецким флотом. За отличие в сражении он был награждён орденом Св. Георгия IV класса. За Наварином последовало победоносное сражение под Синопом и легендарная оборона Севастополя. Севастопольская бухта стала и местом смерти флотоводца.
Гибель адмирала
Обстоятельства смерти Нахимова весьма необычны для XIX века. К этому времени командиры редко принимали непосредственное участие в бою, издали руководя сражением, однако адмирал предпочитал собственнолично осуществлять управление войсками при боевых действиях. Не боясь вражеских пуль, он никогда не снимал офицерские эполеты и своим презрением к опасности воодушевлял сослуживцев, подавая окружающим пример мужества и бесстрашия. Это его качество в немалой степени обусловило успех русских частей при обороне Севастополя: воодушевленные им солдаты звали его «отцом-благодетелем» и сами решительно бросались в бой.
С самого начала обороны Севастополя Нахимов лично возглавлял гарнизон защитников крепости, организовав эффективную защиту основной базы Черноморского флота. Чтобы преградить врагу прорыв в Севастопольскую гавань, Павел Степанович, проявив незаурядный тактический гений, приказал затопить 5 линейных кораблей, морские орудия и экипажи на входе в бухту, что спасло город от штурма с моря. Проявил себя Нахимов и на суше. Он организовал эффективную сухопутную оборону города, укрепив подходы к Севастополю рядом батарей и земляных насыпей, и регулярно воодушевлял солдат своим присутствием, объезжая оборонительные сооружения. Однако очередной объезд стал для него фатальным: во время одного из объездов передовых укреплений 2-го июня 1855 года адмирал был смертельно ранен на Малаховом кургане. После перевязки солдаты погрузили его тело на носилки и понесли через Аполлонову балку в северную часть города, где надеялись на медицинскую помощь, но усилия врачей оказались безуспешны. Тридцатого июня статский советник Б.П. Мансуров доложил великому князю Константину Николаевичу о гибели адмирала.
Траурная процессия
Гибель Нахимова не могла остановить яростные атаки и бомбардировки противников, а потому возможности проводить легендарного адмирала в последний путь с подобающими почестями у обороняющихся не было. Несмотря на это похоронам Павла Степановича военное командование осажденного города придавало огромное значение: его гибель стала огромным моральным ударом по боевому духу солдат, и только достойные похороны могли его смягчить, сплотив войска и население в общей скорби по адмиралу.
После фатального ранения Нахимов прожил еще один день. Тем же днем адмирала на госпитальной койке перевезли с Северной стороны Севастополя на Городскую и доставили в его дом на Екатерининской улице, где он жил. В течение двух дней гроб золотой парчи стоял в его квартире, где все желающие могли попрощаться с усопшим. Вокруг на подушечках лежали его ордена и медали, а изголовья стояла композициях из трех адмиральских флагов. Тело флотоводца было накрыто изорванным в Синопской битве флагом линейного корабля «Императрицы Марии», командование которым в сражении и осуществлял Нахимов. В его комнате был размещен почетный караул.
Панихида и похороны
Похороны адмирала были назначены на 1-ое июля. В этот день армейские офицеры и представители городской власти пришли к бывшей квартире Нахимова, чтобы отдать умершему дань последнего уважения. Адмиралы и генералы вынесли гроб из квартиры, а впереди шли офицеры с адмиральскими влагами. Траурное шествие двинулось в Адмиралтейскую церковь, где должна была состояться поминальная служба. Его сопровождали несколько военных частей под командованием генерал-майоров Шейдемана и Липского, а также погребальный оркестр. Вслед за скорбящими двигались орудия резервной артиллерии. По прибытии в церковь над усопшим была совершена панихида, после чего тело на несколько часов было выставлено для прощания.
После окончания службы шествие вынесло гроб с телом Нахимова из церкви и двинулось в сторону Центрального городского холма к склепу Владимирского собора, где до этого нашли последнее упокоение товарищи и сослуживцы усопшего - М.П. Лазарев, В.А. Корнилов и В.И. Истомин. Улицы были настолько переполнены, что желающим попрощаться с адмиралом приходилось забираться на разрушенные стены и крыши домов. Тысячи севастопольцев покрыли подходы к Центральному холму, чтобы оказать покойному подобающие почести. После того как гроб был опущен в соборный склеп, артиллерийские орудия сделали три залпа холостыми снарядами. По словам очевидцев, в прощании приняли участие даже английские моряки: после смерти Нахимова вражеские корабли прекратили обстрел города, а во время церемонии многие матросы вышли на палубы со снятыми головными уборами.
Возможно, вам будет интересно: