Похоронное дело в Советском Союзе
До Октябрьской революции в Российской империи все кладбища были под юрисдикцией религиозных организаций. Частных погостов не существовало. Копачи могил нанимались на разовую работу, а за благоустройство захоронений отвечали родственники усопших. Вкупе с неупорядоченным распределением мест, в общей массе некрополи представляли собой неухоженные и заросшие бурьяном территории. Наверное по этой причине Православная Церковь, в отличие от западных христианских деноминаций, ввела аж семь родительских поминальных суббот в году, обязывая своих прихожан облагораживать упокоения их близких.
Похороны после 1917 года
Под эгидой «Религия – опиум для народа» в начале становления Советской власти было разрушено немало храмов. Расположенные на церковной территории погосты, согласно декрету «О земле», были национализированы и переданы в ведение местных администраций. В то же время всем гражданам молодой страны гарантировалось бесплатное выделение кладбищенских участков и бесплатное погребение. В то же время обрядовая часть и ритуальные товары финансировались за счёт родственников почивших.
Существовавшие ранее похоронные агентства были также национализированы и переданы в подчинение органам местного самоуправления. Теперь городские администрации и сельсоветы должны были обеспечивать не только функциональную сторону погребения – выделение участка и копку могилы, – но и обязаны были содержать конюшни с катафальными конками, ритуальные магазины, обеспечивать последние похоронными товарами надлежащего качества. Вся эта нагрузка была непосильной для государства только-только оправившегося после Октябрьской революции и Первой мировой войны.
Ухудшению обстановки способствовали и сами граждане, расхищавшие захоронения, использовавшие деревянные кресты вместо дров, а каменные надгробия – для постройки сараев. Состояние некрополей было удручающим. Не в силах справиться самостоятельно с облагораживанием кладбищенских земель, местная администрация передавала их и морги в ведение различных организаций. Такая тотальная безответственность привела лишь к уничтожению старинных аристократических усыпальниц и ещё большей неразберихе. В качестве положительного момента следует отметить лишь одно – обязательную регистрацию смерти в органах ЗАГСа перед упокоением тела.
Возникновение кремации в Советском Союзе
Православная, мусульманская и иудейская религиозные общины в Российской империи категорически были против предания огню тел умерших. Сожжение усопших проводилось лишь в рамках буддийских похорон на Камчатке и близлежащих территориях. Пропаганда крематориев после Октябрьской революции велась достаточно широко. Вот только реальное положение дел было удручающим. Первый кремационный комплекс был построен в Петрограде, но его пришлось закрыть уже через два месяца работы: при разработке не были учтены все параметры производства из-за чего печь постоянно ломалась, а само обслуживание учреждения выходило чрезмерно дорогим.
Московский крематорий на Новом Даниловском кладбище соорудили в помещении недостроенной церкви. Сам мартен был размещён в подполе, из-за чего погружение тела в печь напоминало спуском в преисподнюю. Дабы привлечь граждан к новому способу утилизации трупов, тарифы на кремацию в столице были установлены достаточно низкими. Впрочем, в регионах всё равно продолжали хоронить по старинке – ведь в короткие сроки воздвигнуть крематории по всей молодой стране не представлялось возможным. А дальше была война…
После Великой Отечественной войны
Великая Отечественная война внесла свои коррективы в похоронную отрасль. Уже не было речи о централизованных действиях. Каждая местная администрация самостоятельно принимала решение, как быть с необходимостью упокоения умерших. И, как водится, вопрос был отдан на откуп близких усопшему. Домочадцам скончавшегося самим предстояло изыскивать средства на ритуальные товары, находить копачей и носильщиков, определять место для могилы на общих кладбищах. Участок под захоронения «столбили» оградками, поскольку никакого учёта или регистрации погребений не существовало. Де-юре такой подход к делу не значил ничего.
Лишь через два десятка лет, когда были отстроены жилые здания и восстановлена инфраструктура, в СССР занялись вопросами ритуального толка. Для погостов были разработаны санитарные нормы и установлено разделение на сектора. Было организовано производство ритуальных товаров для широких масс. Советское руководство вплотную занялось вопросами обрядовости. Коммуниста полагалось хоронить по-новому, без отпевания и прочей религиозной мишуры. Её заменяли траурный митинг с произнесением торжественных речей во славу покойного и похоронный оркестр. Правила проведения похорон касались порядка людей в траурном шествии и возложения цветов. Впрочем, за следование данному регламенту опять же отвечали родственники умершего, которые больше полагались на взаимовыручку, чем на государство. Похоронный протокол соблюдался в точности лишь при погребении высокопоставленных лиц или ведомственных работников. Простые граждане руководствовались скорее суевериями, местными традициями и финансовыми возможностями при устройстве проводов в иной мир своему близкому.
Возможно, вам будет интересно: