Похоронная индустрия Японии
Япония – наверное единственная страна в мире, где консервативное начало так тесно переплетается с новейшими разработками. При чём такое сочетание характерно для всех сфер жизни – даже для ритуальной области. Сложнейшие церемониальные ритуалы прошлого исполняются вместе с применением последних достижений науки и техники.
Организация похорон у японцев
Погребальный церемониал у жителей Страны Восходящего Солнца изобилует множеством нюансов. По обычаю организацию печального мероприятия проводит старший сын в семье почившего. В его обязанности входят:
- Извещение родственников, друзей и коллег о случившемся несчастье.
- Извещение начальника по месту работы усопшего.
- Извещение муниципалитета о смерти близкого, получение сертификата о смерти.
- Заказ ритуальных товаров, заключение договора с похоронным агентством.
- Согласование даты и времени проведения религиозной церемонии в буддийском или синтоистском храме.
- Приобретение участка на погосте или провести переговоры с руководством монастыря относительно сохранения праха.
Если семья придерживается древних традиций и имеет собственный храм в доме, то обязанности по его обустройству в связи с кончиной домочадца также возлагаются на организатора похорон.
Стоимость погребения в Японии
Погребение в Стране Восходящего Солнца обходится семье почившего в копеечку – около 20-25 тыс. долларов или 2,5-3 млн. йен. Даже самая скромная церемония потребует не менее 1,1 млн. йен вложений. Из-за подобной дороговизны Япония входит в ТОП-3 стран с самыми высокими ценами на похороны. На стоимость влияют такие факторы:
- Дефицит и высокая цена мест на кладбищах.
- Завышенные цены на услуги ритуальных агентств.
- Погребальные традиции, что требуют от родственников преставившегося устройства роскошных мероприятий.
- Услуги работников некрополей и буддийских монахов непомерно высоки – порядка 8,5 тыс. долларов или 1 млн. йен.
Похороны, свадьбы и обучение детей – три вещи на которых японцы не экономят. Чтобы не влезать в кредиты они ежегодно откладывают на данные нужды до 20% своего заработка. Кроме того, распространена практика заключения прижизненного договора на оказание ритуальных услуг. Похоронные компании даже дают скидку в 20% своим клиентам, что заключили с ними соглашение ещё при жизни.
Похоронный рынок Японии
С похоронными агентами не принято торговаться, поскольку именно эти люди ответственны за соблюдение полного церемониала и знают все правила достойного погребения. Семья почившего, пребывая в горе, не готова обсуждать нюансы похорон. Подобным положением дел пользовались многие сотрудники ритуальных компаний, навязывая дополнительный сервис и предлагая услуги по завышенным ценам.
В новом тысячелетии население японских островов постепенно снижается – сказывается постепенное старение и умирание поколения «беби-бумеров». Пик смертности придётся на 2025 год когда ожидается естественна убыль населения в количестве превышающем 1,5 млн. человек. Соответственно и затраты на погребальный церемониал будут расти. Уже в 2018 году годовой объём похоронного рынка составил свыше 16 млрд. долларов или 1,9 трлн. йен.
На этом фоне растёт количество похоронных домов. В Японии насчитывается свыше 45 тыс. ритуальных агентств. То есть, на каждые 3 тыс. человек приходится по одной ритуальной компании. Конкуренция высока и потому агентства вынуждены снижать цены, аргументированно пояснять необходимость исполнения того или иного церемониала, обсуждать ход будущего погребального мероприятия. Да и сами японцы уже тщательнее вычитывают пункты договора перед заключением, оспаривают потребность точного следования традициям. В то же время клиентов завлекают высокотехнологическими новинками на рынке похоронных услуг.
Похоронные инновации
Ритуальным компаниям приходится держать руку на пульсе времени, иначе при такой жёсткой конкуренции им попросту не выжить. С регулярной постоянностью проводятся выставки, посвящённые новинкам похоронной индустрии. Приведём лишь часть инноваций, которые уже стали достаточно распространёнными в среде японцев:
Роботы-монахи. Религиозная церемония – важнейшая часть похорон. К сожалению, монахи монастырей не всегда успевают справляться с возложенной на них миссией. В качестве альтернативы используется робот-монах, что делает начитку погребальных сутр и обряжен в монашеские одежды.
Молебен онлайн. По сути решает ту же проблему, но молитвы читаются живым представителем монашеской братии. Правда для множества усопший и по скайпу или другим видео-мессенджерам.
Станции для принятия даров. Японцы – очень занятый народ. Их занятость – самая высокая в мире. Для сокращения временных затрат на церемонию кладбища организуют отдельные станции для принятия даров от скорбящих почившему. К ним подъезжают на машинах, оформляют пакет в оперативном режиме – и вновь могут отправляться на место работы.
Оснащение надгробия QR-кодом. Просканировав небольшую металлическую табличку с QR-кодом каждый посетитель кладбища сможет попасть на сайт почившего и узнать его краткую биографию. Кстати, подобная инновация уже применяется и на российских погостах.
Удаление аккаунтов умершего со всех соцсетей. Попутно всем виртуальным друзьям отправляется извещение о смерти. Правда данный сервис предоставляется не похоронной службой, а японским отделением компании Yahoo.
Возможно, вам будет интересно: