Закрыть
Санкт-Петербург
  Могила Алексея Балабанова в Петербурге

Могила Алексея Балабанова в Петербурге

Вряд ли есть другой режиссер кроме Алексея Балабанова, фильмы которого так тесно связаны с Петербургом. В городе много мест, которые помнят и любят его поклонники. Это и Благовещенский мост, и Сенной рынок, и магазин «Рок-остров» на Кирочной, где Данила Багров покупал альбомы Наутилуса. Особенно известна беседка брата на Смоленском лютеранском кладбище, которая после выхода одноименного фильма превратилась в настоящую достопримечательность. Сам режиссер после смерти был похоронен неподалеку от беседки – правда, не в лютеранском, а в православном некрополе.

Могила Алексея Балабанова

Могила Алексея Балабанова в Санкт-Петербурге находится на Смоленском кладбище (оно расположено на Камской улице, 26). Чтобы найти ее, удобнее всего заходить со стороны Малого проспекта. Вход  находится прямо напротив четырехэтажного административного здания (Малый проспект, 64к2). От ворот на втором перекрестке нужно свернуть направо. Там, за большим старинным склепом, будет виден крест с надписью «Алексей Балабанов».

Это захоронение на первый взгляд может показаться неприметным. На нем нет ни скульптуры, ни каменного надгробного памятника. Однако так пожелал сам режиссер. Он хотел, чтобы его похоронили скромно, а на могиле не устанавливали ничего, кроме самого простого креста. Алексей Балабанов был принципиально против того, чтобы его имя окружали культом, и вообще достаточно спокойно относился к своей известности.

Жизнь Алексея Балабанова

Алексей Октябринович Балабанов родился в 1959 году в Екатеринбурге (в те годы – Свердловске). Его отец работал на Свердловской киностудии и занимался производством научно-популярных фильмов. Впоследствии Балабанову-младшему тоже предложили небольшую должность в студии, и четыре года он выполнял обязанности помощника режиссера. Специальное образование ему удалось получить только к 1990-му году, в мастерской «Авторское кино» Высших курсов сценаристов и режиссеров. До этого он учился на переводчика.

К середине 80-х Балабанов уже отслужил в армии и прошел Афганскую войну. Этот эпизод биографии позже нашел свое отражение в творчестве – многие его герои служили и воевали. В 1985 году, во время учебы на курсах, он снял свой первый игровой фильм. Большая часть действия происходила в свердловском кафе «Старая крепость». На сцене выступали с концертом музыканты (в том числе – молодой Вячеслав Бутусов), а в зале в это время собирались посетители, являвшиеся главными действующими лицами картины. Какого-то единого сюжета у фильма не было – он построен в виде разрозненных сцен, объединенных музыкальным сопровождением.

В 1990 году Балабанов переехал в Ленинград. Там он совместно продюсером С. Сельяновым основал студию СТВ и выпустил первые два своих полнометражных фильма, снятых по мотивам Сэмюэля Беккета и Франца Кафки. В 1997-м на экраны вышел «Брат», ставший самой известной работой режиссера. В нем Балабанов создал уникального героя с собственной философией и системой ценностей, а также воплотил свою давнюю мечту «соединить в одном фильме бандитов и музыкантов». С теми и с другими он общался лично – его вообще интересовали люди с необычным жизненным опытом и мировоззрением.

Вторая часть «Брата», появившаяся в 2000 году, оказалась не менее популярна, чем первая. Она заслужила положительные отзывы и поклонников, и критиков. Спустя несколько лет Балабанов немного отступил от своей авторской манеры и стал работать по чужим сценариям. В 2004-2006 он выпустил криминальную комедию «Жмурки» и мелодраму «Мне не больно» – обе картины были достаточно легкими и не обращались к привычным для режиссера серьезным темам. Зато когда в 2007 году вышел «Груз 200», его единогласно назвали одним из самых мрачных и тяжелых российских фильмов последнего времени.   

Незадолго до этого, в 2002 году, произошла трагедия, оказавшая глубокое личное влияние на Алексея Балабанова. Он должен был поехать в Северную Осетию вместе со съемочной группой фильма «Связной», но из-за случайных обстоятельств не смог. Впоследствии на месте работы группы сошел ледник, под которым погибло более сотни человек, в том числе Сергей Бодров-младший, являвшийся близким другом режиссера. Позже Балабанов говорил, что сам как будто умер в тот день. С тех пор его моральное состояние сильно ухудшилось. Он все чаще размышлял о смерти и даже посвятил этой теме свою последнюю работу, вышедшую на экраны спустя десять лет («Я тоже хочу», 2012). Также в 2008-м компания СТВ выпустила драму «Морфий», снятую по сценарию покойного Бодрова.

Смерть и похороны Алексея Балабанова

В 2013 году Алексей Балабанов отправился работать над новым сценарием в санаторий «Дюны» в Сестрорецке. По воспоминаниям близких, незадолго до этого он вернулся с кинофестиваля, находился в приподнятом настроении и обдумывал планы на будущее. Однако 18 мая режиссер скоропостижно скончался от острой сердечной недостаточности на фоне хронического заболевания. В соответствии с его прижизненной волей, гражданская панихида не проводилась. 21 мая состоялось отпевание в Князь-Владимирском соборе и похороны на Смоленском православном кладбище. Траурная процессия была многолюдной – в ней присутствовали и родные, и друзья, и сослуживцы, и коллеги по съемкам, и просто хорошие знакомые. На видеозаписях сохранились фрагменты интервью с гостями церемонии. Почти все они вспоминали Балабанова как очень простого человека, который вел скромный образ жизни и совершенно не стремился к вершинам славы.

Оценка творчества

Алексея Балабанова называют одним из самых влиятельных режиссеров постсоветского времени. Его фильмы были и остаются символом 90-х – сложной и противоречивой для страны эпохи. Балабановские герои не имеют определенного места в мире и в обществе – многих из них можно назвать маргиналами и аутсайдерами. Однако они неизменно вызывают симпатию и сопереживание, потому что находятся в тех же культурных реалиях, что и большинство их современников.

Балабанов затронул в своем творчестве ряд тем, которые производят тяжелое впечатление. Это и криминал, и война, насилие, и неприглядные бытовые стороны российской жизни. Тем не менее, его фильмы чаще являются жизнеутверждающими, а не деморализующими. «Мрачная атмосфера» в данном случае отражала действительность и соответствовала духу времени.

Отдельно стоит сказать о музыкальной составляющей в творчестве режиссера. Во многих его фильмах звучат песни известных рок-музыкантов того времени – Вячеслава Бутусова, Леонида Федорова, Вадима и Глеба Самойловых, Насти Полевой. Этих артистов знало и любило огромное количество поклонников, поэтому музыка всегда приближала картины Балабанова к зрителю. По словам критиков, без нее невозможно представить себе киноработы Алексея Октябриновича.

Возможно, вам будет интересно:

Консультация по организации похорон
Звоните
Оставить заявку на звонок

Консультант по сложным вопросам

Бесплатная консультация

Закажите звонок

Закажите звонок!

Мы перезвоним в удобное время.

Круглосуточная справочная+7 (812) 292-22-22