Закрыть
Санкт-Петербург
  Митрофаньевское кладбище Петербурга – легенды прошлого и проект будущего

Митрофаньевское кладбище Петербурга – легенды прошлого и проект будущего

Развитие Санкт-Петербурга – то, есть, в ту пору, Ленинграда – в ХХ веке привело к исчезновению многих городских кладбищ. Городу требовалась земля под дома, заводы и улицы, а памятники прошлого новая власть охотно «сбрасывала с корабля современности». Тысячи могил сгинули в безвестности, а сотни надгробий стали строительным материалом, но мало какой разрушенный санкт-петербургский некрополь столь же любопытен, как Митрофаньевское кладбище.

История, полная легенд

Начать следует с того, что это кладбище даже опытные исследователи частенько путают с Громовским кладбищем, располагавшимся поблизости, порой и с перекрытием территорий. Оба эти погоста были столь тесно связаны, что в некоторых источниках Громовское кладбище упоминается как сохранившаяся часть Митрофаниевского. В действительности это не так, но поводы для путаницы есть.

Митрофаниевское кладбище было основано в 1831 году около деревни Тенттелевка как место для захоронения умерших от эпидемии холеры. Площадь кладбища составляла 20 гектаров. При этом, что важно, оно подчинялось не церкви, а городской полиции. Поэтому отпеваний и панихид при погребении на этом кладбище, как правило, не совершалось – сперва не до того было в период «мора», а затем полицейские чины, хоронившие здесь людей без родственников, дома, а порой и имени не тратили время на «лишние формальности». Разумеется, все это не могло не стать основой для мрачных и зловещих легенд – с первых же лет работы за Митрофаньевским кладбищем закрепляется дурная слава.

Несмотря на постройку в 1835 году церкви во имя Святого Митрофана Воронежского (после чего кладбище и стало называться Митрофаниевским, будучи до этого Тентелевским), кладбище продолжало оставаться в глазах петербуржцев местом дурным. На эту же репутацию работала близость с уже опоминавшимся Громовским кладбищем – ведь это было кладбище раскольников, старообрядцев, которых в народе тоже часто считали если и не связанными с нечистой силой, то уж точно лишенными благодати. Даже до постройки кладбища в этих местах располагалась старообрядческая община с моленной – богатой церковью с иконами ХVI века – и старинной утварью, непривычной взору просвещенных горожан столицы. Мало кто из состоятельных горожан хотел быть похороненным в земле Митрофаньевского кладбища, поэтому здесь погребали голытьбу, а полиция продолжала свозить сюда безымянные тела – в результате количество мрачных историй только росло и росло.

Несмотря на эту репутацию – а может быть, именно благодаря ей – Митрофаньевское кладбище многократно расширяло свои границы. К началу ХХ века кладбище стало одним из самых больших в городе. Конечно, оно не стало богатым и престижным – на нем по-прежнему, в основном, хоронили людей низкого и среднего достатка. Тем не менее, в списках погребенных стало значиться много знаменитых горожан, а на его территории построили три величественных храма. Самые богатые захоронения концентрировались около Митрофаниевской церкви.

В 1927 году, несмотря на всю «пролетарскость» кладбища, было принято решение о его срочном закрытии и ликвидации. Легенды о нечистой силе, действующей на кладбище, к тому времени дополнились реальными историями о бесчинствах рабочей молодежи и деклассированных элементов из располагавшихся поблизости барачных поселений. Город активно расширялся и ему требовалась земля – мертвые со своими тайнами и загадками должны были потесниться. Разумеется, такая нацеленность советской власти на прямое уничтожение достаточно известного городского погоста не могла не породить свои легенды – кто-то говорил, что таким образом искали спрятанные в земле этого кладбища купцами-старообрядцами золотые слитки, кто-то считал, что с помощью сноса всех могил стремились уничтожить лежащую в земле со времен первых погребений ведьму, кто-то ссылался на якобы существующее пророчество об этих местах.

В 1930-х годах несколько значимых могил Митрофаньевского кладбища были перенесены в Некрополь мастеров искусств и на Литературные мостки. Остальную землю по большей части перепахали, надгробия и ограды снесли, почти всю территорию отдали под склады и заводы. Стоящее поблизости Громовское кладбище тоже подверглось существенному урезанию, но уцелело – именно к этому периоду относится перемешивание двух кладбищ до почти полной неразличимости в глазах горожан. Построенные на кладбищенской земле дома неизбежно переняли на себя славу некрополя, и мало какой район города жители считали столь же «плохим». Неожиданным временем возрождения стал период Блокады Ленинграда – на Митрофаньевском кладбище вновь стали производиться захоронения, что, опять же, самым мрачным образом сказалось на его репутации. После окончания войны разгром некрополя был продолжен. Прокладка шоссе и железнодорожной ветки окончательно отправило бывшее место погребения преступников и холерных больных в небытие. К 1950 году кладбище было полностью уничтожено и на сегодняшний день почти невозможно найти даже его фотографии. Конечно же, суеверные петербуржцы видят в этом логичное и правильное завершение истории столь «нехорошего» места, однако история последних лет показывает, что забывать Митрофаньевское кладбище рано.

Будущее, полное неопределенности

В наше время общественность Санкт-Петербурга подняла сложный вопрос об использовании земель, на которых в свое время располагались захоронения и где до настоящего времени сохраняются фундаменты храма. Также ведутся разговоры о необходимости попыток восстановления исторических сведений об утраченном кладбище. Изначально позиция городских властей была категорична и сводилась к тому, что все вопросы следует задавать советскому руководству 30-х годов, какой-либо актуальной информации в Роспотребнадзоре по наличию этого кладбища нет, а все что есть – история. Однако работа историков, юристов и активных граждан привела к признанию проблемы, и для перезахоронений с Митрофаньевского кладбища в 2008 году было предусмотрено два квартала на Громовском кладбище, а также появилось разрешение на постройку часовни. В результате с 2009 года, после проведения работ по благоустройству территории, погост вновь стал условно действующим. Была восстановлена центральная дорога, укреплено ограждение и подготовлены новые участки. Однако, для устройства урнового участка была «расчищена», а фактически освобождена от более ранних надгробий обширная историческая территория: это сопровождалось сносом крестов, раковин, обелисков и оград – таким образом, Громовское кладбище утратило еще несколько страниц своей истории для того, чтобы принять в себя часть Митрофаньевского. Этот факт непреднамеренного вандализма, а также поднимаемый старообрядческой общиной вопрос о возвращении Громовскому кладбищу статуса конфессионального может привести к тому, что Митрофаньевское кладбище опять появится на карте Санкт-Петербурга.

Активно способствует этому также обсуждение судьбы захоронений блокадного периода – их было много, по свидетельству очевидцев, но ни мест погребения, ни памятных знаков не сохранилось. Поскольку еще живы многие родственники похороненных на Митрофаньевском кладбище в 1941-1944 года, вопрос далеко не праздный. Возможно, определение реального участка этих погребений и позволит выделить территорию для организации мемориального Митрофаньевского кладбища.

Возможно, вам будет интересно:

Консультация по организации похорон
Звоните
Оставить заявку на звонок

Консультант по сложным вопросам

Бесплатная консультация

Закажите звонок

Закажите звонок!

Мы перезвоним в удобное время.

Круглосуточная справочная+7 (812) 292-22-22