Метод Герасимова: восстановление внешнего облика по черепу
Как выглядели при жизни великие люди ещё несколько сот лет назад могли знать только их современники. Даже картины великих художников не всегда отображали реальный облик известных личностей. Не говоря уже о том, что музыкантов, академиков или врачей портретисты отнюдь не спешили писать маслом ввиду финансовой несостоятельности первых. Да и те изображения, что дошли до нас, являют нам того же Гаусса или Моцарта лишь анфас.
Первые опыты по воссозданию черт лица по черепу
Иное дело – восстановление черт лица по имеющемуся черепу. Антропологические характеристики представителей разных рас существенно отличаются друг от друга, в то время как строение тех же скул или надбровных дуг могут с небольшой погрешностью продемонстрировать внешний вид умершего. Именно на эти показатели опирались первые учёные, проводившие опыты по воссозданию черт лица на основе черепов. В 1895 году швейцарский анатом Вильгельм Гис, по предположительно принадлежавшему Иоганну Баху черепу, смог в гипсе отобразить лик умершего. После сравнения с картинами художников 18-го века выяснилось, что действительно останки принадлежали великому композитору. Его опыт через несколько лет повторил немецкий гистолог Юлиус Кольманн. Теперь опытным образцом выступал череп Данте Алигьери. Оба результаты были несовершенны, а в научной среде ещё и считались ненадёжными.
Увлечение детства переросшее в профессию
Недостатком первых экспериментов по воссозданию лица на основе костей черепа было отсутствие методологии, единого подхода, установленной взаимосвязи между мягкими покровами и особенностями скелета. Первую методику в данной области предложил советский антрополог, скульптор и археолог Михаил Герасимов. По сути он был чуть не первопроходцем этой науки.
С детства юноша был увлечён археологией и мечтал на основании имеющегося материала установить, как же выглядели первобытные люди. Первая археологическая экспедиция, в которую взяли 11-летнего мальчика, состоялась в далёком 1908 году. Тогда под руководством Б. Э. Петри проводились изыскания на Верхоленской горе. Уже через 4 года молодой человек устроился на работу в краеведческий музей Иркутска. Попутно Михаил изучал стоянки древних людей мезолитической и неолитической эпох по Иркутской области и Хабаровскому краю. В возрасте 30 с небольшим лет им была обнаружена всемирно известная ныне стоянка Мальта. Данная памятка считается вершиной археологической работы Герасимова.
Долгие годы проведённые на раскопках укрепили учёного в мысли о возможности установления внешнего облика древнего человека по обнаруженным останкам. Настойчивость, терпение и усердие учёного стали порукой в этом нелёгком деле. Сказался и опыт работы в анатомическом театре при ИГМУ. Первые скульптуры неандертальца и питекантропа были представлены Герасимовым общественности уже в конце 1920-х годов.
Метод Герасимова
Для обнаружения закономерностей между черепом и окончательным внешним видом человека требовалось провести кропотливую работу. Герасимов много времени проводил в моргах, записывал и изучал измерения, полученные наглядным путём. Помимо препарирования голов, учёный тщательно измерял толщину мягких покровов с помощью закопченной иглы, делал рентгенограммы и личные зарисовки лицевых мышц. Более точные данные, чем у зарубежных коллег, удалось получить благодаря исследованиям на телах недавно скончавшихся людей. При этом многонациональный состав населения СССР поспособствовал проведению широкомасштабного анализа расовых антропологических характеристик в ходе проводимых изысканий.
Результатом многолетней работы стали создание шкалы стандартов мягких тканей и методики портретной реконструкции, названной впоследствии именем Герасимова. Сама методика базировалась на теории зависимости толщины мышечных покровов от микро- и макрорельефа самого черепа. Так, форма рта определялась через строение челюстей, форму зубов и ширину зубной дуги. Если при измерении черепа обнаруживалось, что между глазными орбитами было небольшое расстояние, а нос имел высокий корень, то это означало, что умерший был обладателем прямого и тонкого носа. Шероховатости на костной ткани выдавали концентрацию жира на поверхности костной основы – чем рельефнее, тем полнее было лицо. Это же давало возможность установить форму щёк.
Этапы реконструкции
Несмотря на то что Герасимов предельно чётко описал в методологии весь процесс реконструкции лица по черепу, на деле данная работа занимает немало времени. Ведь кроме скучных цифр скульптору ещё придётся задействовать все свои знания в антропологии, анатомии и включить креативность.
Выявление повреждений, восстановление недостающих костных фрагментов
На подготовительном этапе череп очищают от всего лишнего – остатков мягких тканей, известковых отложений, грязи. На этом же этапе исследуют целостность костей, выявляют дефекты, сколы, отверстия. При этом важно определить, разрушения были получены до или после смерти. Ведь в первом случае это существенно может отобразиться на внешнем виде модели.
Анализ черепа
На этом этапе специалисты проводят около сотни измерений черепной коробки. При этом важными характеристиками считаются пол, возраст, расовая принадлежность и прочие антропологические особенности умершего. Например, гендерная принадлежность определяет угловатость внешнего облика – у мужчин таковых больше. В то тоже самое время у женщин формы округлые, лоб и подбородок сглажены, а на скулах и в нижней части лица мягкие ткани имеют большую толщину.
Возраст испытуемого определяется по состоянию зубов и швов между костями черепа. Тогда как расовая принадлежность выявляется морфологическим строением лицевых костей. После замеров и уточнения параметров данные о толщине мягких покровов на отдельных участках лица получают из составных таблиц Герасимова.
Графическая реконструкция
Фактически графическая реконструкция – это воссоздание толщины мягких покровов в узловых точках лица. Это значит, что на данном этапе антрополог восковой мастикой, как колышками, обозначает на черепе высоту мышц от костных фрагментов. Получается своеобразный «ёжик» на базе имеющегося черепа. Промежутки заполняются скульптурной мастикой. На данном этапе специалист подключает свои творческие навыки.
Скульптурное воссоздание головы
С полученной воссозданной модели снимается слепок. Лишь на последнем этапе с него отливается скульптура – прототип ранее жившего человека.
Модели Герасимова
Вплотную занимаясь реконструкцией лица по черепу Герасимов воссоздал немало обликов известных исторических личностей. В списке порядка 250 скульптурных портретов-реконструкций присутствуют:
- Рудаки, таджикский и персидский поэт (860 – 941гг.);
- Ярослав Мудрый, великий князь киевский (978 – 1054гг.);
- Ибн Сина или Авиценна, персидский ученый и врач (980 – 1037гг.);
- Андрей Боголюбский, великий князь владимирский (1111 – 1174гг.);
- Тамерлан, тюркско-монгольский военачальник и завоеватель (1336 – 1405гг.);
- Иван IV Грозный, князь московский и всея Руси (1530 – 1584гг.);
- Федор Ушаков, русский флотоводец (1745 – 1817гг.);
- Фридрих Шиллер, немецкий поэт (1759 – 1805гг.).
Реконструкция по черепу в наши дни
Как и следовало ожидать, за 50 лет прошедших с момента создания методика Герасимова была дополнена и усовершенствована его последователями. Свою роль сыграли и новейшие технологии – развитая рентгенография, УЗИ, компьютерные графические программы с использованием 3Д-графики. Они не только улучшили качество конечного результата, но и заметно облегчили работу экспертов. Сегодня антропологический анализ используется криминалистами при раскрытии особо тяжких преступлений, позволяет сотрудникам МЧС и военных ведомств точно идентифицировать останки погибших. И хотя такие реконструкции пока используются российскими правоохранительными органами достаточно редко – не более сотни в год – всё же можно с достоверностью сказать, что у метода Герасимова есть практическая востребованность.
Учёные-антропологи проводят реконструкцию черепов со вполне определёнными целями. Взяв костные останки живших в течении нескольких столетий в одном регионе они прослеживают изменения человеческого облика в динамике. Например, по этим данным определяется, когда в северных областях начала происходить ассимиляция туземцев с европеоидной расой.
Существующие ограничения
Вместе с широтой познаний самого методолога, Михаила Герасимова, и множества его последователей, у портретной реконструкции имеются определённые лакуны. Например, воссоздание кончика носа модели или формы ушей проводится исключительно творчески, т. е. без научно подведённого базиса. Методика лишь может подсказать, был ли нос прямой, с горбинкой, курносый или уплощённый. Но были ли поры расширенными, загибался ли кончик книзу или имел характерную складку – этого установить невозможно. И программное обеспечение в этом никак не сможет помочь антропологам.
Возможно, вам будет интересно: