Закрыть
Санкт-Петербург
  Хачкары в Санкт-Петербурге

Хачкары в Санкт-Петербурге

Хачкар переводится с армянского как «крест-камень». По виду это небольшая стела с обязательным изображением креста и факультативным наличием прочего орнамента. Изготавливается он из базальта или туфа. Современные стилизованные хачкары порой выполняются из гранита или мрамора.

Национальное наследие армянского народа

Сами хачкары являются национальным наследием армянского народа. Не даром о нём написаны следующие строки:

Если символ веры - хач,
Если прочность жизни - кар,
То зеркалом судьбы армянской
Могу назвать я лишь хачкар.

Асриян Э. А.

Считается, что хачкар – это молитва, изображённая в камне. Потому его устанавливают в местах особой памяти – на могилах, вблизи монастырей, внутри или снаружи церкви. Если памятка ставится у места захоронения, то тем самым желают показать связь умершего с армянским народом, ниспослать упокоения его душе и защитить его доброе имя в веках.

В 2010 году искусство создания хачкаров с формулировкой «Символика и мастерство хачкаров, армянские каменные кресты» было внесено в репрезентативный список ЮНЕСКО по нематериальному культурному наследию человечества.

Армянская община в Санкт-Петербурге

Появление первых армян в Санкт-Петербурге относят к 1710 году. Сам император Пётр I так отзывался о новых поселенцах:

"Армян как возможно приласкать и облегчить, в чем пристойно, дабы тем подать охоту для большего их приезда!".

Им и дали приют на Васильевском острове. Уже позднее Екатерина II дала разрешение на постройку армянской церкви:

"Торгующим и военнослужащим армянам построить храмы в Петербурге и Москве."

На возведение Армянской Апостольской Церкви Святой Екатерины на Невском проспекте было потрачено 33 тысячи рублей. Львиную долю из этих средств выделил глава местной армянской общины, один из богатейших людей того времени Ованес Лазарян (известный как Иван Лазаревич Лазарев). Архитектором её был россиянин немецкого происхождения Фельтен Юрий Матвеевич, академик и директор Императорской Академии Художеств.

Сын Ованеса Лазаряна, Артемий погиб в русско-шведской войне. В его память Екатерина II дала разрешение на постройку второго храма – Церкви Святого Воскресения. Возводили его архитекторы Е. Т. Соколов, А. Порто и С. П. Берников. Неподалёку от здания было организовано армянское кладбище. В советское время погост на 2/3 урезали, и на этом месте было создано футбольное поле. На остальной территории до сих продолжают вестись захоронения.

Сюжеты хачкаров

Центральным изображением хачкара служит крест – символ веры. В нижней части часто можно увидеть вырезанный круг. Солярный символ имеет двоякую трактовку: с одной стороны это дарующее жизнь солнце, а с другой – цикличность мироздания. Над крестом изображают четырёх евангелистов – орла, льва, быка и ангелов. Но для армян это скорее четыре стихии: огонь, вода, воздух и земля. По краям мастера-камнерезы, иначе – варпеты, высекают растительный орнамент.

На территории Армении насчитывается несколько тысяч хачкаров, и на каждом имеется уникальный узор. Сюжеты рисунков традиционны:

  • Григорий Просветитель;
  • его антагонист – царь Трдат III, что заточил Просветителя, умертвил святых дев Рипсимэ и Гаяне, а затем обращённый вместе со своей свитой за свои деяния в стало свиней;
  • Даниил, помещённый в ров ко львам;
  • трое юношей в огненной печи;
  • Крещение;
  • Распятие.

Известные хачкары Санкт-Петербурга

После небольшого экскурса в историю армянской общины будет легче понимать где расположены и по какой причине хачкары в Санкт-Петербурге.

Хачкар 1

Хачкар известного мастера Овсепяна был установлен близ Церкви Святого Воскресения в 1994 году. На красно-коричневой базальтовой стеле мы видим Григория Просветителя, за его спиной крест и солярный символ по центру. Примечательно, что концы креста заканчиваются двумя трилистниками. Окантовкой изображению служит надпись на армянском религиозного толка.

Хачкар 2

Во дворе Церкви Святой Екатерины на Невском проспекте в 2003 году установлен хачкар. Приурочен он к 300-летию Санкт-Петербурга и преподнесён высшим руководством республики Армения.

На базальтовой стеле в центре изображён крест, под ним – солярный символ в цветочном стиле. По обеим сторонам видны стилизованные восьмиконечные звёзды и уменьшенные варианты центрального креста.

Хачкар 3

1 марта 2012 года на Невском пятачке был торжественно открыт памятный крест-хачкар. Мемориал создан по инициативе и на средства члена попечительского совета армянского храма святой Екатерины в Санкт-Петербурге Грачьи Погосяна. Памятку освятил глава Арагоцотнской епархии Армянской апостольской Церкви епископ Мкртыч (Прошян) по благословению Патриарха и Католикоса всех армян Гарегина II. Со стороны Санкт-Петербургской епархии РПЦ присутствовал протоирей Вячеслав Харинов. Всего на церемонии присутствовало около 500 человек.

Хачкар 4

Установлен в Камском саду в 2014 году в знак сотрудничества между Ереваном и Санкт-Петербургом. На стеле из базальта изображён крест, из которого словно прорастает растительный орнамент. Солярный символ в нижней части изображения имеет по центру восьмиконечную звезду. Края хачкара декорированы восьмиконечными звёздами и равновеликими крестами. Как на постаменте, так и по верху имеется уникальное диагональное переплетение.

Хачкар 5

24 апреля 2019 года в дар от Армянской Апостольской Церкви Санкт-Петербурга Государственному музею истории религии был преподнесён хачкар. Автором памятки является известный скульптор Арам Погосян. За основу был взят сюжет знаменитого хачкара «Всеспаситель», созданного мастером Ваграмом (1273 г.) из деревни Ахлат на севере Армении.

Возможно, вам будет интересно:

22 сентября 2020