Закрыть
Санкт-Петербург

Катафалк

В наши дни «катафалком» называют специализированный автомобиль для перевозки умерших. Это может быть как легковая машина, так и микроавтобус. Как правило, снаружи катафалк окрашен в чёрный цвет, имеет задние тонированные окна и торцевые распашные двери. Внутри салон отделён перегородкой от места водителя. Сверху расположены лампы для проведения дезинфекции, а сама обивка легко моется. Полозья на днище используются для удобства размещения гроба и определённой фиксации во время движения. Но таким ли был катафалк ещё сто или двести лет назад?

Катафалк как постамент

Слово «катафалк» имеет длинную историю. На латыни catafalicum обозначал небольшой постамент. На него водружали гроб для торжественного прощания. Несколько позднее для траурной процессии использовались носилки с ножками. Такое приспособление давало отдых носильщикам не умаляя достоинства покойного и в то же время способствовало проявлению почтения со стороны горожан.

Из латыни понятие перешло в итальянский как catafalco, затем во французский язык с произношением catafalque. По старинке данным термином обозначают подставку под гроб на кладбище и тележку для въезда за ширму в крематории.

Катафалк-носилки

Правилами большинства погостов запрещён въезд автомобилей в зону захоронений. Ряд российских некрополей допускает передвижение специализированного транспорта по аллеям, но только для посетителей. На похоронах транспортное средство с гробом останавливается у ворот кладбища, и затем уже бригада носильщиков препровождает усопшего к месту захоронения. Используемые для этих целей носилки также именуют катафалком.

В наши дни подобное приспособление редко можно увидеть на церемонии. Чаще всего грузчики используют закреплённые по бокам гроба ручки или водружают ношу на плечи. Мусульманский табут в классическом исполнении вполне можно назвать катафалком-носилками.

Катафалк-тележка

Современные некрополи имеют обширные территории. Преодолеть такие длинные расстояния порой не под силу даже опытной бригаде носильщиков. Руководство погостов идёт навстречу своим посетителям и предлагает услугу «катафалк-тележка». С помощью данного приспособления транспортировка гроба с телом проходит легче. Особенно если путь пролагается по асфальтовым дорожкам, а на дворе стоит тёплая погода. В народе можно встретить шутливое альтернативное название «гроб на колёсиках».

Катафалк-тягач

Автомобили-внедрожники отнюдь не панацея при суровых погодных условиях. Сколько транспортных средств завязало в снежных сугробах – и не сосчитать. Похоронный агент Верджил Уайт наверняка намучился со своим катафалком, пока не придумал заменить переднюю пару колёс на лыжи, а задние две пары поставить на гусеницы. Гроб с телом располагался в санях, что следовали за катафалком-тягачом. Так преодолевать снежные заносы стало гораздо проще.

Катафалк-карета

Издревле для похоронных перевозок использовались лошади. Их направляли медленным шагом к кладбищу, что придавало особую торжественность процессии. По этой же причине переход на катафалки-автомобили затянулся. Родственники усопших попросту не могли себе представить мчащийся на всех парах к погосту катафалк. Добавьте шум, выхлопы и частые поломки ранних автомобилей. Не удивительно, что ещё до середины прошлого века на погребальной церемонии использовали гужевой транспорт.

В наши дни достаточно редко прибегают к услугам катафалк-кареты. Медлительность, протяжённость и пугливость коней скорее следует отнести к недостаткам. Похоронная процессия с использованием лошадей непременно вызовет автомобильный затор. По этой причине маршрут следования в обязательном порядке согласовывается с ГИБДД.

Согласно статусу гроб с телом королевы Елизаветы (королева-мать, Великобритания) был препровожден на кладбище в карете, запряжённой шестёркой лошадей. Таких же королевских почестей удостоилась «железная леди» Маргарет Тэтчер (премьер-министр, Великобритания).

Катафалк-мотоцикл

Каким бы странным ни показался этот вид транспорта, он достаточно востребован родственниками почивших. Модный тренд реализует скрытые пожелания благочестивых семьянинов, проживших правильную во всех смыслах жизнь. Такому человеку сложно отказать в последней воле «прокатиться с ветерком».

Впервые мотоцикл использовали в похоронной процессии когда провожали в дальний путь главу байкерского клуба «Ангелы Ада». Все участники движения выстроили транспортные средства в две шеренги и равномерно, со скоростью 60 км/ч, преодолели путь от дома усопшего к некрополю. Во избежание эксцессов к байкерам присоединился полицейский эскорт. Наблюдатели отмечали особую торжественность мероприятия.

Катафалк-лафет

Лафет орудия представляет собой платформу для передвижения и установки тяжёлых артиллерийских орудий. По особому распоряжению начальника гарнизона такой вид транспорта предоставляется для перевозки гроба в знак признания заслуг умершего. Подобные почести предоставляются высшему командному составу ВС РФ и ряду гражданских лиц, занимавших высокие государственные посты.

Похороны с использованием лафета проводились для Леонида Ильича Брежнева (Генерального Секретаря и Верховного Главнокомандующего СССР), Уинстона Черчилля (премьер-министра Великобритании, нобелевского лауреата), принцессы Дианы (супруги британского принца Чарльза), Джона Кеннеди (35-го президента США), Рональда Рейгана (40-го президента США).

Катафалк-«фортунка»

Владимир Гиляровский в своём произведении «Москва и москвичи» упоминал о своеобразном конном катафалке, именуемом «фортунка». В нём перевозили преступников приговорённых к казни. В эту повозку впрягались лошади гнедой масти, без всяких отметин. Сам осуждённый также был в чёрном одеянии, на голове – чёрный картуз. Руки и ноги были скованны цепями и надёжно прикреплены к центральному столбу в повозке. На груди располагалась табличка, где указывался род совершённых человеком преступлений.

Возможно, вам будет интересно:

24 июля 2019