Где похоронен Виктор Цой
Смерть Виктора Цоя в 1990 году потрясла миллионы поклонников. Люди ночевали на его могиле, а некоторые оставались там неделями, лишь изредка отлучаясь. Знакомые певца вспоминают о настоящем столпотворении, творившемся на аллеях Богословского кладбища в те августовские дни.
Музыка группы «Кино» звучала по всему Советскому Союзу, да и сейчас ее воспринимают как классику рока. Образ романтического героя, последовательно выстраивавшийся из текстов и сценических образов Виктора Цоя, получил новое трагическое преломление после его гибели. Очень многое в этом образе не могло не вызывать симпатии. Живя в СССР, Цой производил впечатление абсолютно свободного человека: свободного от системы, предрассудков и стереотипов. Главным его делом всю жизнь оставалось творчество. Зарабатывание денег не слишком интересовало музыканта, но при этом никто бы не решился сказать, что он не любил работать. Скорее просто не сомневался, что всегда успеет заняться чем-то полезным и прибыльным, ведь он профессиональный столяр, кочегар и художник, а еще хорошо владеет восточными единоборствами.
Музыку Цоя принято ассоциировать с перестройкой, а песня «Перемен» до сих пор трактуется многими как гимн эпохи 80-х. Однако в своих интервью Цой неоднократно подчеркивал узость такого понимания. Он не хотел, чтобы его творчество сводили только к политическому манифесту. Если эта музыка говорила об освобождении, то скорее об освобождении из «клетки ума», об избавлении от всего того, что давит на человека и сковывает его. В своей жизни Виктор Цой, кажется, целиком и полностью воплотил этот принцип: по его собственному признанию, он никогда не занимался делом, которое бы ему не нравилось.
Жизнь Виктора Цоя
Виктор Цой родился и вырос в Ленинграде. Первую собственную группу «Палата №6» он основал в школьные годы, однако центральной фигурой в ней являлся не Цой, а его друг Максим Пашков, театральный актер и музыкант. Следующая группа («Автоматические удовлетворители») работала уже серьезнее и даже гастролировала в Москве, исполняя панк-рок-метал. Двое из ее участников (сам Цой и Алексей Рыбин) создали коллектив «Гарин и гиперболоиды», который сразу же получил признание в городе и был принят в Ленинградский рок-клуб.
Собственно, из «Гарина и гиперболоидов» позже и родилась легендарная группа «Кино»: когда один из трех «гаринских» музыкантов ушел в армию, Рыбин и Цой сменили название и начали запись своего первого студийного альбома «45». Состав «Кино» после этого поменялся, было записано еще несколько альбомов, и к 1989 году группа приобрела всесоюзную популярность.
Помимо музыкальной карьеры, Виктор Цой регулярно снимался в фильмах, правда, будучи яркой и самобытной фигурой, в большинстве лент он играл самого себя. Исключением стала «Игла», где музыкант появился в образе Моро – молодого человека, пытающегося спасти свою давнюю подругу от наркозависимости. Эта роль, конечно, потребовала от исполнителя профессионального мастерства, зато за нее Цой сразу же был признан лучшим актером года по версии журнала «Советский экран».
Известно, что Виктор Цой учился на художника, а позже занимался резьбой по дереву. Критики отмечают своеобразие его художественного таланта, а современники рассказывают, что рисовал он, пожалуй, чаще, чем писал песни. Большинство его работ не видел никто, кроме близких, однако нельзя сказать, что рисование было какой-то тайной частью его жизни. Музыкант входил в известную творческую группу «Новые художники», его работы выставлялись в Нью-Йорке.
Личная жизнь Виктора Цоя, как правило, не подавала поводов для громких обсуждений. В основном он отдавал все свое время творчеству и путешествовал (обычно для того, чтобы записывать музыку). Что касается других занятий, больше всего широкой публике известно о его работе в известной котельной «Камчатка», которая стала культовым местом для ленинградских рок-музыкантов. Песня «Я хочу быть кочегаром» рассказывает правдивую историю: Цою действительно надоело ходить на работу к девяти, только речь шла о вечернем времени, когда вместо репетиций с группой ему приходилось мыть банные помещения из пожарного ствола. Поэтому в 1986 году он устроился кочегаром в «Камчатку», ставшую со временем площадкой для неофициальных рок-концертов. Сегодня в здании находится клуб-музей Виктора Цоя, где проходят трибьют-выступления и вечера памяти (Санкт-Петербург, ул. Блохина, 15).
Автомобильная авария и гибель
Виктор Цой ушел из жизни на пике своей популярности. 15 августа 1990 года, в день аварии, он ехал по латвийскому шоссе «Слока-Талси» за рулем синего «Москвича». Вылетев на встречную полосу, автомобиль столкнулся с рейсовым автобусом «Икарус». Смерть наступила мгновенно. Водитель «Икаруса» не пострадал.
Музыкант был абсолютно трезв, но, согласно официальной версии, утомлен. Мать Виктора Цоя выражала свои сомнения в том, что он мог заснуть за рулем, а отец предполагал, что причиной аварии послужила скорее неспособность справиться с управлением, нежели какие-то внешние обстоятельства.
Похороны
Похороны состоялись через два дня, 17 августа 1990 года, на Богословском кладбище в Ленинграде (Калининский район Санкт-Петербурга). Проститься с музыкантом явились тысячи поклонников, да и в наши дни в годовщину гибели у могилы собирается множество людей, иногда с раннего утра. Пришедшие раскладывают цветы, поправляют портретные изображения, устанавливают стенды с редкими фотографиями.
Памятник Виктору Цою воспроизводит детали самой известной из его песен – «Звезда по имени Солнце». Он выполнен в форме полукруга с бронзовым барельефом, размещенного на высоком гранитном пьедестале. Певец изображен в профиль, а над ним сияет солнце, от которого отходят длинные лучи.
Могила находится на Центральной аллее кладбища, рядом с церковью Иоанна Богослова. Сегодня там по-прежнему можно увидеть фанатов музыканта, которые приходят со всего Петербурга и приезжают из других городов. Стоит сказать, что Богословское кладбище является местом паломничества для поклонников как минимум двух известных рок-певцов – Виктора Цоя и Михаила Горшенева. Власти Петербурга и дирекция кладбища отнюдь не всегда были рады такому соседству. Связано это с тем, что места захоронения рок-музыкантов притягивают в том числе неблагополучные компании. По большей части, конечно, поклонники Виктора Цоя зарекомендовали себя с положительной стороны: они следят за порядком и несколько раз выражали готовность отремонтировать памятник на собственные средства. Но достаточно посмотреть петербургские новостные сводки за последний год, чтобы понять, что периодически на могилах по-прежнему распивают алкоголь, мусорят, шумят и затевают потасовки. Тем не менее, судя по словам заместителя директора кладбища, в последнее время количество громких инцидентов пошло на спад. Это связано с тем, что юные поклонники, не заставшие Цоя в живых, обычно не вступают в споры и не отстаивают до последнего свою правоту.
Возможно, вам будет интересно: