Закрыть
Санкт-Петербург
  Эпидемии прошлого: как Чёрная Смерть повлияла на похороны

Эпидемии прошлого: как Чёрная Смерть повлияла на похороны

Под термином Чёрная Смерть подразумевается эпидемия чумы в Европе, пик которой пришёлся на 1346-1353 годы. Болезнь поименовали «бубонной» из-за характерных воспалений лимфоузлов, которые выглядели под кожей как бубенцы. Располагались такие бубоны под мышками и в паховой области. На последней стадии воспалённые узлы прорывались сквозь кожу, начинали жутко пахнуть и гноиться, не говоря уже о том, сколько страданий они приносили самим больным.

Смертность от заболевания достигала 95%. Медицина того времени была бессильной против бактерии Yersinia pestis или «чумной палочки». Поведение же людей отнюдь не способствовало пресечению распространения чумы. Как следствие – население Европы сократилось на треть. По приблизительным подсчётам от страшной хвори скончалось не менее 75 млн. человек. Другие исследователи склоняются к цифре в 200 млн.

Как бубонная чума попала в Европу?

Естественными резервуарами бубонной чумы продолжают оставаться отдельные регионы Индии, Сибири, Средней Азии и другие, неосвоенные в должной степени человеком. Разносчиком являются грызуны, чаще всего крысы. От них, через кровососущих насекомых, заболевание передаётся другим животным и людям.

Соответственно заболеть и стать переносчиками страшной хвори могли люди, перемещающиеся по запретной территории. Поскольку местное население так или иначе ограждало себя от подобной напасти, например, устанавливая камни треугольником, через которые запрещалось проходить, то заразиться могли лишь несведущие или незнакомые с туземными обычаями люди. Как правило, таковыми были солдаты-завоеватели или торговцы. Позднее к ним присоединились миссионеры, распространяющие по доброй воле духовные учения.

Как свидетельствуют письменные источники, первым государством, испытавшим на себе влияние Чёрной Смерти, оказалась Золотая орда. Правитель, хан Джанибек, усмотрел вину в том генуэзских торговцев, путешествовавших по Шёлковому пути. Нагнав караван в Каффе (на тот момент крупнейшем городе Генуэзской торговой республики), грозный властитель осадил город, намереваясь тем самым покарать нечестивцев. Но не прошло и нескольких недель, как бойцы армии Джанибека сами стали страдать от бубонной чумы. Пришлось горе-воителю оставить осаждённый город. Но расправился с генуэзцами хан по-своему: он попросту закидал телами умерших улицы Каффы с помощью катапульт. Грубо говоря – применил в военном сражении биологическое оружие против своего неприятеля.

Когда пути для генуэзских купцов были открыты, они не преминули возвратиться со своим скарбом домой. А также со смертельной болячкой.

Карантин

Хотя медицина того времени оставляла желать лучшего, люди всё-таки понимали, что чума передаётся через контакт заболевшего со здоровым. Поэтому самой первой мерой пресечения распространения болезни был карантин.

Упоминание о домашней изоляции имеется ещё в книге Левит Ветхого Завета. Тем не менее современная концепция карантина, как борьбы с эпидемией, была изобретена именно в Италии 14-го века. С итальянского словосочетание «quaranta giorni» буквально переводилось как «сорок дней». На такой срок оставляли иноземные корабли в гавани без права высадки пассажиров. Если за всё это время болезнь никак не проявляла себя, то путешественникам разрешалось сойти на берег. В противном случае плавсредство должно было покинуть берега Венецианской торговой республики.

Кладбища и похороны

Современные кладбища – эти юдоли скорби и слёз – совсем не походят на те, которыми изобиловала средневековая Европа. Начнём с того, что погосты располагались возле церквей, а это значит – в центральной части городов. Находясь в непосредственной близости к жилью, свободные территории использовались отнюдь не только для захоронений. В будние дни здесь ходили не только собаки и кошки, но разгуливали куры, утки, и даже паслись козы с коровами. Не менее демократично поступали прихожане, развешивая неподалёку от могил своё бельё и разрешая там играть своим детям. А вот в выходные дни, после воскресной мессы, досуг горожан скрашивали приезжие артисты, выступая всё на том же церковном некрополе.

Отношение к месту погребения иллюстрирует в принципе отношение людей того времени к смерти. Льющаяся кровь из-за частых сражений, смерть рожениц и младенцев, публичные казни были привычным делом. Часть погребальных обрядов совершалось с обязательным участием умирающих или мертвецов – последнее причастие, отпевание, прощание.

С появлением на европейских землях чумы сложно было соблюдать всю эту обрядность. Да и риск заболеть из-за контакта с умершим был более чем реальным. Всего за каких-то 24 часа цветущий и пышущий жизнью гражданин превращался в гниющий труп. К нему боялись подходить не только родственники и соседи, но даже гробовщики. Мёртвых в лучшем случае свозили в одну кучу, а иногда и просто оставляли в домах или на улицах. Хоронили скончавшихся по пять, а то и более тел в одной яме. Об исповеди, причастии или религиозной службе не стоило и заикаться.

Молитвы, а ведь в основном на них полагались верующие, не спасали. Даже более того – массовые моления приводили к не менее массовым заражениям. Тогда же появилось движение флагеллантов – аскетичных религиозных фанатиков, что странствовало от селения к селению, истязало свою плоть плетьми и призывало покаяться в грехах, дабы Господь избавил человечество от Чёрной Смерти. Их действия, как и следовало ожидать, приводили как раз к противоположному – распространению заболевания. Мудрость дана была папе Клименту VI, и он запретил в 1349 году это движение.

Возможно, вам будет интересно:

Консультация по организации похорон
Звоните
Оставить заявку на звонок

Консультант по сложным вопросам

Бесплатная консультация

Закажите звонок

Закажите звонок!

Мы перезвоним в удобное время.

Круглосуточная справочная+7 (812) 292-22-22