Эффигии и брассы
В позднее Средневековье возникла мода на украшение склепов и гробниц прижизненными изображениями умерших. Подобные объёмные скульптуры назывались эффигии. Если умерший был из обедневших дворян, то изображение было плоским – его наносили на латунную или бронзовую пластину, а сам рисунок назывался брасс.
Изначально эффигии и брассы располагали на крышке саркофага, а в более позднее время – отдельно от неё. Позы упокоенных были разнообразны. Почившие могли быть представлены в лежачей позиции, в полный рост или в молитвенном положении на коленях. Встречаются также отдельные бюсты и другие части тела. В качестве материал для изготовления избирали металл, гипс, натуральный камень. Дошедшие до нас артефакты представляют колоссальную историческую ценность, поскольку помогают восстановить особенности одежды и амуниции.
История возникновения
Появление первых эффигий связывают с периодом Крестовых походов. Погибшие в землях варваров рыцари в гробах доплывали до своей родины уже в полуистлевшем состоянии. Само собой разумеется, что родственники глубоко переживали потерю, но вскрыть гроб не решались во избежание заражения. Вместо этого именитые скульпторы создавали аутентичные статуи, которые собственно и выставлялись на всеобщее обозрение во время церемонии прощания.
Вскоре мода на эффигии и брассы перешла на континентальную Европу. Во Франции, оплоте рыцарства, создавались настоящие шедевры погребальной скульптуры. К сожалению, множество памяток тех времён пострадало во время Французской революции. Ныне в музеях выставлены только те артефакты, которые сохранились по случаю их пребывания в отдалённых уголках страны.
Несколько лучше обстояли дела в Испании и Италии. Множество скульптурных надгробий из этих стран до сих пор изучаются историками. В первую очередь их интересует, когда входил в моду тот или иной предмет гардероба, военного снаряжения.
Примечательные факты
Злостные преступники в Европе, долго ускользающие от рук правосудия, предавались заочной смерти. Для этого изготавливалась их эффигия, которая затем подвергалась публичной казни. Считалось, что и реальный прототип при этом испытывает не меньшие муки.
Эдуард II (1327 год)
Первый король Англии, при погребении которого применяли эффигию. Статуя на крышке гроба была изображена в полный рост и в лежачем состоянии. Примечательно, что к месту захоронения, в Вестминстерское аббатство, кости и плоть умершего были доставлены по отдельности.
Карл VI (1422 год)
Первый король Франции, при погребении которого применяли эффигию. Как гласит предание, сделано это было по той причине, что в момент смерти на лике государя, и без того Безумного, отпечаталась маска ужаса.
Франциск I (1547 год)
Французский монарх перед своей смертью завещал создать посмертную маску. Над ней трудился известный художник Франсуа Клуэ. Всё это время в парадной зале дворца находилась эффигия короля. В течение 11 дней после смерти Франциска I, его статуе прислуживали, как будто государь был жив. Только на 12 день был выставлен гроб с телом, а на 15-й было совершено торжественное погребение в базилике Сен-Дени.
Мария I Стюарт (1587)
Шотландская королева, посягнувшая на английский трон, была, как известно, обезглавлена. Ту же участь постигла и её эффигия. Долгое время тело и голова демонстрировались по отдельности посетителям музея. Только в честь Бриллиантового юбилея Елизаветы II в 2012 году в Галерее была представлена целостная скульптура.
Елизавета I (1603)
В отличие от предыдущей скульптуры, первоначальная эффигия королевы-девственницы не дожила до наших времён. В 1760 году статуя подверглась практически полной реконструкции. Ныне сохранился от прошлого варианта только корсет и деревянный скелет.
Возможно, вам будет интересно: