Джазовые похороны
Нью-Орлеан, колыбель джаза и город парадов, хорошо известен захватывающими зрелищами и грандиозными празднествами. Чего стоит только карнавал Марди Гра – один из самых необузданных американских праздников, который сопровождается широкими народными гуляниями и костюмированными представлениями. Однако и в остальное время на городских улицах не смолкает музыка. Постоянное торжество не нарушают даже похороны. Это траурное событие орлеанцы отмечают празднованием жизни – и джазом.
Хотя именно так люди по всему миру окрестили характерные для Нового Орлеана церемонии, термин «джазовые похороны» жители города долгое время рассматривали как пренебрежительный. Сам по себе джаз являлся лишь одним из музыкальных жанров, звучащих на похоронах, и не имел какого-либо специального значения. В последние десятилетия XX века, однако, негативное отношение к этому названию среди орлеанцев и джаз-музыкантов, участвующих в этой традиции, сменилось на принятие. Сегодня джазовые похороны считаются важной частью культуры Луизианы и важным событием в жизни горожан.
Исторические корни джаза
Исторически джаз возник на юге США как соединение нескольких музыкальных культур разных народов — африканских ритмов и европейской гармонии. Истоки джаза восходят к воскресным танцам черных рабов в Новом Орлеане XIX века. Имея более непринуждённое отношения к духовным традициям невольников, южане-католики преимущественно сквозь пальцы смотрели на то, чем они занимаются в единственный свободный день. Колыбелью нового жанра стала площадь Конго. Здесь каждую неделю собирались черные рабы из самых разных частей города, чтобы сыграть на традиционных африканских инструментах и потанцевать в такт живой музыке. Количество участников этого празднества могло достигать нескольких тысяч.
Постепенно в город стали прибывать англоговорящие рабы из других рабовладельческих районов, и африканская культура стала взаимодействовать с европейской. Черные музыканты стали включать в свою музыку европейские инструменты, а белые композиторы начали адаптировать мелодии и ритмы африканских невольников для своей музыки. Именно таким образом мир впервые познакомился с тем, что впоследствии станет джазом.
Долгое время джаз звучал преимущественно со сцен баров и заведений квартала красных фонарей; кроме того, многие ранние джаз-музыканты нередко практиковали свое мастерство на погребальных церемониях. В начале XX века джаз из регионального жанра превратился в общенациональное музыкальное направление, распространившись на северные и северо-восточные провинции США. После Второй Мировой войны он начал приобретать все большую популярность среди белых американцев, а затем вышел за ее пределы. Что касается «похоронного джаза» он стал одной из важных погребальных традиций Нового Орлеана.
Джазовые похороны – торжество жизни
Хотя в европейской культуре похороны считаются событием траурным, которое плохо сочетается с громкой музыкой, нужно понимать, что такое отношение не универсально. В то время как в Европе музыканты на похоронах исполняют скорбные реквиемы и траурные марши, во многих странах по всему миру церемония погребения является не только формой прощания с умершим, но празднованием прожитой им жизни и жизни вообще. Так, например, цыгане играют на погребальных церемониях вальсы и марши, мексиканцы исполняют праздничную народную музыку, а жители африканской республики Гана развлекают участников процессии танцами с гробами и пением песен.
Еще долго до оформления джаза в самостоятельный жанр, в Новом орлеане черные музыканты в Америке хоронили умерших под звуки громких духовых инструментов и барабанов. Эта практика восходит как минимум к началу XIX века: в 1820-х американский архитектор Бенджамин Латроб, став свидетелем погребальной церемонии черных невольников, оставил подробное описание этого события. Громкие причитания и рыдания в начале похорон постепенно сменялись веселой музыкой, танцами, смехом и ликованием. Главными инструментами черных музыкантов были духовые инструменты, барабаны, поэтому звуки поминальных торжеств разносились на целые кварталы. И чем популярнее становились духовые оркестры у черного населения Нового Орлеана, тем с большим пренебрежение на них смотрели белые американцы.
Церемониал джазовых похорон
Традиционно джазовые похороны являются привилегией черных мужчин, в особенности музыкантов, певцов и иного рода людей искусства. Однако в последние годы эти ограничения постепенно смягчаются: сегодня, например, музыкальные похороны организуют безвременно погибшим молодым людям. Любопытно, что в таком случае мероприятие проходит веселее и более шумно, как бы посмертно компенсируя усопшим не испытанную ими радость.
Джазовое погребение спонсируется всем местным сообществом, которое регулярно делает взносы в специальные похоронные организации. На эти средства агентства бесплатно предоставляют семьям покойных услуги духовых ансамблей и организуют погребение. Музыканты, организаторы погребальной церемонии, члены семьи усопшего и его друзья возглавляют церемонию. За ними следуют участники «второй линии» - настоящий парад из дальних знакомых, соседей, коллег и просто орлеанцев, желающих поучаствовать в этом торжественном событии.
Под музыку духового оркестра толпа марширует до места погребения или здания похоронного агентства. Сперва джазмены играют медленные минорные композиции, но после того, как покойного предают земле, они набирают темп, а печальная музыка сменяется все более быстрой и энергичной. Пока участники «первой» линии прощаются с умершим, вторая линия приступает к танцам и пляскам.
Возможно, вам будет интересно: