Что тормозит распространение кремации
За XX век численность населения Земли увеличилась с 2 до 6 миллиардов человек. Для традиционных похорон в земле, которые на протяжении веков были распространены в большинстве регионов нашей планеты, сегодня попросту не хватает места, и практика сожжения тел умерших получает все больше распространение. Особенно ярко эта тенденция заметна в Западной Европе, Азии и Америке, однако ее распространение по планете все же весьма неравномерно.
Например, лидером погребения путем сожжения сегодня является Япония – там на кремацию приходится 99,8 % погребений, в стране действует порядка 11 тысяч крематориев. Чехия тоже имеет очень высокий процент сжигаемых среди умерших – до 90%, а вот в соседней Германии кремируют не более 60% покойников. В таких весьма развитых странах, как США и Канада на сожжение приходится едва ли треть всех погребений, а в России число кремируемых совсем уж невелико – доходит только до десяти процентов.
Итого, хотя число кремируемых на планете людей ежегодно растет, кремацию нельзя назвать доминирующей формой погребения: сожжение в некоторых странах не слишком популярно, а против распространения крематориев приводятся различные аргументы. В этой статье мы попытаемся разобраться, почему дела обстоят именно так и что негативного в практике кремации видят ее оппоненты.
Экология
Экология стоит на первом месте среди причин, которые ограничивают распространение практики сожжения тел умерших. Кремация может казаться более простой и экологичной альтернативой классическим похоронам, чем погребение в земле, но и она не совсем безвредна для природы. Крематории выбрасывают в атмосферу углекислый газ, который влияет на изменение климата. Уловить все токсичные выбросы, даже при наличии современных фильтров, невозможно. Также в атмосферу может выделяться ртуть – это происходит, если у усопших были зубные пломбы определённого типа. Американские специалисты также установили, что тела умерших от рака при кремации выделяют радиоактивные вещества, если при их лечении применялись радиофармацевтические препараты. Подобный случай недавно был зафиксирован в Аризоне, и изучение радиоактивных выбросов крематориями продолжается. Даже рассеивание праха по ветру может негативно сказаться на окружающей среде. Например, Совет по альпинизму Шотландии и активисты просят родственников умерших не рассеивать прах в горах: фосфат, содержащийся в костях, влияет на рост растений.
Помимо непосредственных выбросов вредных веществ из крематория на экологию негативно влияет энергозатратность кремации. Для сожжения одного человека требуется 285 кВт⋅ч газа и 15 кВт⋅ч электроэнергии. Углекислого газа при выработке этой энергии традиционными способами выбрасывается примерно столько же, сколько одним автомобилем за поездку на 800 километров. Разложение тела в земле, не требующее дополнительной энергии, на этом фоне, конечно, выглядит предпочтительнее.
Не меньше споров вызывает вопрос о том, как сказывается наличие крематория на окружающей среде и здоровье живущих рядом людей. Экологи напирают на то, что создавать еще один источник вредных выбросов, когда человечество принципиально отказывается от загрязнения природы, недопустимо, а сторонники кремации утверждают, что очистные сооружения на крематориях могут быть достаточно надежны и эффективны, чтобы снизить возможные загрязнения до минимальных величин. По словам специалистов, вопрос о вреде выбросов крематориев был актуален лет 25-30 назад, когда сжигание трупов производилось при температуре около 800 ⁰С, но в наше время температура в печи крематория достигает 1100-1200 ⁰С, что позволяет полностью исключить опасные выбросы.
Главная проблема заключается в том, что, хотя определенные требования к строительству крематориев имеются всегда – вокруг создается санитарная зона, учитывается роза ветров и проводятся большие изыскательные работы перед принятием решения о строительстве – недобросовестные застройщики частенько нарушают требования по отчуждению земли. Зачастую жилые дома строят в нежелательной близости к крематориям, что вызывает негодование жильцов и их неприязнь к самой теме сожжения людей.
Общественное мнение
Из-за непонимания принципов работы крематория и общего недостатка информации, люди часто испытывают эмоциональный негатив к крематориям, и это порождает следующий фактор, влияющий на распространение кремации – общественное мнение. Например, из-за перипетий истории ХХ века крематории во многих странах – в частности, в России – часто ассоциируются с войной, с концлагерями. Слово считается нехорошим чисто эмоционально, психологически. Также зачастую жители той территории, где планируется постройка крематория, заявляют, что они из этических соображений не хотят жить рядом с местом кремации людей – им кажется, что крематорий обязательно будет создавать негативную ауру. Над подобным восприятием ведется большая работа, однако здраво проанализировать плюсы и минусы разных подходов к решению проблемы нехватки мест погребения мешает инертность мышления и большое количество стереотипов у людей.
Сторонники и противники кремации активно муссируют тему сожжения тел умерших, обсуждая, отчего будет больше вреда – от крематориев или бесконечно разрастающихся кладбищ, но в большинстве случаев такие споры ведутся не профессионалами, что только усугубляет ситуацию, способствуя распространению различных мифов. Например, среди несведущих людей часто встречается убеждение, что в дыму крематориев могут присутствовать вещества диоксин и бензпирен, вызывающие онкологию. В действительности основные выбросы крематориев состоят из диоксида азота, оксида углерода и твёрдых веществ (сажи), то есть принципиально не отличаются от выбросов автомобилей и теплоэлектростанций, но народная молва приписывает дыму от сожжения тел умерших особые «негативные» свойства. Другой миф, имеющий очень широкое распространение – опасение, что прах разных людей смешиваться в кремационной печи при сожжении. В реальности подобное невозможно: никто не загружает несколько умерших в одну кремационную печь одновременно, существует неукоснительно соблюдаемое правило – «один гроб, одно тело в нем, одна кремация».
Описанное невежество сильно тормозит распространение кремации, ведь согласование постройки крематория с местным населением является обязательным условием его появления в большинстве стран мира. Напряженным отношением к идее постройке крематориев также часто пользуются политики и бизнесмены, чей успех и доходы связаны с классическими методами погребения.
Религия
Отношение мировых религий к теме сожжения людей тоже может быть различным, что играет большую роль в распространении крематориев. Например, согласно еврейской традиции, насчитывающей более трех тысяч лет, сожжение тела – это поругание и издевательство, недопустимое для иудея. Ортодоксальные евреи утверждают, что практика сжигания усопших – это чуждая им традиция, восходящая к самым древним видам идолопоклонства, известных своей запредельной жестокостью по отношению к мертвым и живым. Поэтому, несмотря на светских характер государства Израиль, кремируют в этой стране нечасто, а первый крематорий открылся только в 2005 году. Не менее строг ко кремации ислам – в странах, исповедующих мусульманство, сожжение тел умерших запрещено почти повсеместно.
Отношение христианства к кремации сильно меняется в течение последнего времени. В мае 2015 года Русская Православная Церковь приняла документ «О христианском погребении усопших». Там сообщается, что Церковь теперь относится к кремации как к вынужденной форме погребения, но при этом не лишает усопшего и его родственников молитвы и утешения – с этого времени священники даже проводят отпевания в здании крематория. Однако, после кремации прах православного христианина должен быть обязательно захоронен в земле. Католическая церковь допускает кремацию с еще более ранних времен, пусть с определёнными условиями – впервые Ватикан указал, что кремация «сама по себе не противоречит христианской религии», еще в июле 1963 года. поскольку Катехизис Католической Церкви постулирует почтительное обращение с телами усопших, католикам важно, чтобы кремация не была следствием намеренного желания человека разрушить свое тело. Протестантизм же еще с конца XIX века признают посмертную кремацию допустимой и достаточной процедурой для упокоения бренного тела. В связи с этими различиями можно заметить, как в странах с сильным влиянием католицизма или православия сожжение тел умерших является менее распространенным, а в странах протестантизма применяется широко.
Мистика
Пусть наши времена и называют «просвещенными», для многих людей в вопросах смерти имеют значение чисто мистические и метафизические рассуждения. В частности, некоторые противники кремации утверждают, что после смерти душа ещё какое-то время находится рядом с телом, а потому, когда же тело сжигают в крематории, происходит насильственный отрыв души от тела. При этом, по их словам, душа умершего очень страдает, и переживает муки, подобные адским, поскольку сожжением нарушается естественный процесс перехода в загробный мир.
Некоторые противники кремации считают, что души после сожжения в принципе идут по другой дороге, чем души после положения в землю, а на их лицах навечно остаётся серый отпечаток сажи от горения. Для тех, кто считает кремацию недопустимой формой погребения, имеет значение и следующее рассуждение: душа полностью покидает прах человека, когда череп человека в крематории превращают в крошку, поэтому то, что хоронят на кладбище в урне с прахом, практически обезличено.
Возможно, вам будет интересно: