Представления якутов о загробной жизни
Тюркский народ якуты составляют чуть менее половины населения Республики Саха. Численность коренного населения – 466 тысяч. Ещё около 12 тысяч проживает в других регионах России – в основном в Москве, Красноярском и Хабаровском краях. Самоназвание саха (мн. ч. – сахалар) на якутском означает «человек». По другой версии «саха» пошло от тюркского «jaka» - «край, граница, берег».
Концепция Вселенной у якутов
Как и у прочих народов Сибири, у якутов имеется собственное представление о загробном мире. Согласно их верованиям вначале Вселенная была едина, но настало время, когда всё живое стало биться друг с другом. И чтобы не умереть совсем, люди разбежались по трём мирам – Верхнему (айыы – божеств), Срединному (людей) и Нижнему (абаасы – злых духов).
При этом жители Верхнего мира переселяясь в Срединный становились шаманами. Но для полного посвящения им ещё необходимо было не менее трёх раз посетить Нижний мир. В злых духов юёр превращались те из людей, кто умер «плохой», заблаговременной смертью. Чтобы не дать им разгуливать среди людей, родственники проводили соответствующие погребальные обряды над мёртвым телом. Прах же сожжённый помещали в берестяной короб, глиняный горшок, деревянную куклу, «запирая» тем самым душу такого усопшего.
Концепция смерти у якутов
Срок жизни человека предопределялся существами из Верхнего мира. Демоны же из Нижнего всяческими способами старались укоротить людской век. Прожить полную жизнь можно было соблюдая правила поведения, совершая добродетельные поступки.
В идеале достигший преклонных лет заранее чувствовал наступление своей смерти: его дыхание укорачивалось, в ногах появлялась слабость, память давала слабину. Глаза умирающего начинали плохо видеть и слабо отличали день от ночи. Человек стремительно терял в весе – его тень была слабой, при ходьбе «травинка не гнулась». В такое время родственники организовывали последнее пиршество кёнсю, на котором выставляли самые вкусные и любимые блюда умирающего.
Концепция души у якутов
По верованиям якутов душа (кут-сюр) состояла из трёх частей:
- Ийе-кут – мать-душа. Именно она попадала в загробный мир на судилище двух стражей.
- Буор-кут – земля-душа. Отвечала за физическое здоровье и оставалась в теле умершего до тех пор, пока его плоть не истлевала полностью.
- Салгын-кут – воздух-душа. Растворялась в воздухе после смерти.
Пока человек жив, все три составляющие образуют единую душу. После смерти, когда нет скрепляющего их тела, они разделялись. Если человек долго болел, то считалось, что его кут-сюр завладели злые демоны и утащили в Нижний мир. В таком случае шаман проводил определённые обряды, опускался за грань миров и поднимал кут-сюр находящихся при смерти в Срединный мир.
Жизнь после смерти у якутов
Мир мёртвых располагался на северо-западе, где заходит солнце и куда утекают все реки. На якутском его называли ёлюю сире (страна смерти) или анараа дойду (тот свет). Вход сюда сторожат два разнополых духа. Мужской Барыйа Хаан с чёрным рогом посреди лба восседал на чёрных санях, в которые был впряжен чёрный бык, а женская Хара Бараахы месила в чане чёрную кровь, вылавливала сгустки и ела.
Два духа судили явившиеся души по тому, каким образом они покинули мир живых. Если человек умер своей смерть в преклонных летах, всю жизнь трудился и имел спокойный характер, то его отправляли на перерождение. Возвращалась душа в Срединный мир (Мир живых) спустя несколько лет. Если человек скончался в молодых летах или насильственной смертью, то душа могла не сразу попасть в Страну мёртвых, а бродить по Срединному миру, насылая болезни и невзгоды на живущих.
Нижний мир – демоны забирающие жизнь
В нижнем мире обитало 27 племён абаасов (злых духов). Каждое племя имело имело свою территорию, своих правителей – госпожу и господина с двумя разнополыми детьми. Самым главным считался род Луога Хаан – именно их дети Буор (Барыйа) Хара (Хаан) и Хара Бараахы и были теми самыми стражами ворот загробного мира. Главы других племён также выполняли определённую ритуальную роль:
- молодец Кёмнёхтёёх кюё забирал себе коней из числа тех, что жертвовались у могилы покойника;
- девица Тысы Тыгылай стерегла последнее дыхание человека;
- парень Хаан Дыпсыла питался кровью пожилых женщин;
- девица Тысы Кырдай пережимала кровеносные сосуды, пила кровь из ран.
Возможно вам будет интересно: