Ликвидация кладбищ в СССР
По мере стремительного роста населенных пунктов проблема свободных территорий встает все острее. Строятся новые дома, меняется инфраструктура, идет прокладка наземных и подземных коммуникаций, и, чтобы расчистить пространство под новые проекты, городская администрация вынуждена прибегать к ликвидации и переносу старых объектов. Не последними в этой очереди стоят старые кладбища. Сам по себе этот процесс естественен: еще в XVIII-XIX вв. крупные европейские мегаполисы постепенно начали выносить существующие некрополи за городскую черту. Однако ликвидировать кладбища можно по-разному. В лучшем случае муниципальные власти бережно эксгумируют все останки и перезахоранивают их на пригородных кладбищах, в худшем – могилы закапывают в асфальт, памятники разбирают на брусчатку, а металлические ограды отправляют на металлолом. Именно таким варварским образом в СССР были уничтожены многие древние некрополи и погосты.
Причины и предпосылки
Хотя широкомасштабная ликвидация кладбищ приходится на сталинский период, начало этого тренда относится к первым годам существования Советского Союза. В конце 1918 Совет Народных Комиссаров издал декрет «О кладбищах и похоронах», в соответствии с которым церковь и иные религиозные организации на территории государства отстранялись от вопросов погребения, а все кладбища переходили под контроль государственной власти. Начавшаяся в 20-х гг. индустриализация и стремительный рост городов требовали масштабных перепланировок, а потому бывшие храмы нередко переоборудовались в мастерские, рабочие общежития и т.д. однако немалую роль в принятии этого курса сыграли и санитарно-эпидемиологические соображения: близкое расположение некрополей к жилым районам создавало опасность распространения эпидемий. Учитывая, насколько остро стоял этот вопрос в XX веке, эта мера была полностью оправдана. Однако вместе со старыми погостами зачастую уничтожались и находящиеся при них церкви и монастыри. На освободившейся территории строилось жилье, возводились заводы, прокладывались транспортные магистрали, разбивались парки и скверы.
Мягкий сценарий: эксгумация и перезахоронение
Несмотря на то, что немало старых захоронений попросту закатали в асфальт, были и те, которые советская власть постаралась сохранить: могилы известных фигур в мире культуры и науки нередко переносились на действующие кладбища, иногда даже с оригинальным памятником. В наибольшей степени это, безусловно, коснулось тех лиц, деятельность которых одобряло государство: так, например в 1931 году останки Николая Гоголя были эксгумированы из могилы некрополя при Донском монастыре и перезахоронены на Новодевичьем кладбище в Москве. Благодаря усилиям небезразличных граждан удалось сохранить сотни мемориалов, стоявших на могилах выдающихся личностей, а также памятников, имеющих несомненную художественную ценность. Многочисленные письма и петиции с просьбой не трогать те или иные надгробные памятники обращали внимание властей на самые ценные из произведений погребального зодчества и мотивировали одобрить их передачу в распоряжение музеев или перенос на новые некрополи за городской чертой. Таким образом в Ленинграде многие ценные надгробия были транспортированы в Александро-Невскую лавру, а также в Лазаревский некрополь, признанный властью «музеем городской скульптуры» - этот статус фактически защитил его от уничтожения. Другими «везунчиками» стали Тихвинское и Волковское кладбища, которые советская власть сочла культурно важными. Именно здесь были перезахоронены тела многих крупных исторических фигур прошлого.
Ярким примером подобной гражданской инициативы является ленинградское сообщество «Старый Петербург» и существующий при нем музей. В начале 1925 года его руководство начало собирать бронзовые и мраморные скульптуры и их детали с мемориалов Смоленского кладбища, а также иконы и иконостасы уничтоженных храмов. Впоследствии часть экспозиции была утеряна: ряд памятников и их элементов «затерялись» при переносе коллекции в Русский музей, и вернуть украденные экспонаты, к сожалению, уже не удалось.
Ликвидация захоронений
Судьба большей части захоронений, однако, была намного менее благоприятной. Безжалостно были уничтожены могилы и памятники Ново-Алексеевского, Скорбященского и сотен других кладбищ по всей стране. Ярким примером варварской кампании по ликвидации старинных кладбищ стал некрополь при Новодевичьем монастыре на Девичьем поле: здесь сохранилось менее 5% бесценных надгробий, возраст многих из которых измеряется столетиями. Монументы известным деятелям науки, культуры и политики шли на брусчатку, ограды и металлические вставки – на металлолом. В течение первых нескольких десятилетий советской власти оказались ликвидированы все кладбища на территории московского Кремля и все монастырские некрополи. Исключение было сделано только для Донского монастыря, признанного культурно-значимым.
Дальнейшая судьба освобожденных территорий
Уничтожение кладбищ в СССР продолжалось вплоть до 1950-х. После Второй Мировой войны эта кампания пошла на спад и к 70-м гг. по большей мере завершилась. Сегодня на местах уничтоженных кладбищ стоят небоскребы, многоквартирные жилые дома, скверы и сады - например, к числу последних принадлежит Виноградовский сквер и Ломоносовский сад.
Возможно, вам будет интересно: