Как человеческий мозг мешает думать о смерти
Смерть настолько необъяснима в нами понятных категориях, что человеческий мозг самостоятельно пресекает всяческого рода мысли об этом. В своей будничной жизни мы уделяем время мелочам, но не задумываемся о своём летальном исходе. Отрицание своей смертности присуще всем людям. И вот уже свыше 30 лет научное сообщество исследует данный вопрос. Науке, что находится на стыке неврологии и когнитивного восприятия, даже дали собственное название – Теория управления страхом смерти (Terror Management Theory). Согласно базисных постулатов мозг человека способен вытеснять из своей среды мысли о своей кончине. Учёные высказали гипотезу о том, что в нашем организме имеется какой-то защитный механизм, который уберегает нас от осознания смертности.
Высказанная гипотеза витала в умах до тех пор, пока в 2019 году израильский невролог Яр Дор-Зидерман из Университета имени Бар-Илана не решил с группой единомышленников провести довольно интересный эксперимент для её доказательства. Данное исследование пока единственно в своём роде и требует повторения в других лабораториях, дабы исключить схоластическую ошибку.
Суть эксперимента Дор-Зидермана
Результаты своего эксперимента невролог Дор-Зидерман опубликовал в научном журнале NeuroImage. Здесь же он изложил и саму суть своих исследований. Поскольку защитные функции мозга блокируют информацию, связанную со смертью, то и знакомые изображения на подобном фоне будут представать в неузнаваемом виде. В частности, если рядом с фотографией испытуемого будет размещено слово или рисунок, ассоциируемые с похоронами, то подопытный не узнает сам себя.
Эксперимент проводился в два этапа. На первом испытуемому демонстрировались человеческие лица на фотографиях. Вначале это были абсолютно непохожие индивидуумы. Затем, с помощью компьютерной программы незаметно от подопытного отдельные фрагменты сглаживались, делались похожими на собственное лицо человека. В конце концов тестируемый понимал, что смотрит на своё изображение. Также фиксировалось, сколько времени проходило с момента демонстрации первой фотографии. Исследование базировалось на способности мозга предугадывать или прогнозировать последующие действия. И поскольку человек привык к своему отображению в зеркале, то именно угадывание собственной фотографии давало в таком эксперименте стабильно высокие результаты.
На втором этапе возле фотографии появлялись слова или рисунки связанные со смертью. Это могли быть как привычные фразы из эпитафий – «Покойся с миром» или «Пусть земля будет пухом», – так и изображения надгробий, гроба, траурных венков и т. п. Как и предполагал Дор-Зидерман, благодаря такому «негативному» фону у людей снижался показатель узнавания собственных черт в лицах на фотографиях. При чём даже очевидное сходство часто отрицалось испытуемыми. При этом демонстрируемые в такой же самой обстановке лица знакомых, друзей, известных личностей угадывались приблизительно с той же скоростью, что и на первом этапе эксперимента.
Выводы Дор-Зидермана
Согласно выводам учёного, мозг вполне способен сопоставить понятие летального исхода с другими людьми, но не может принять собственной смертности. Организованный израильским неврологом эксперимент позволил в довольно необычной форме подтвердить наличие в организме человека защитных механизмов, блокирующих мысли о собственной кончине.
Не смотря на явную успешность поставленного эксперимента, сам Дор-Зидерман предостерегает от каких-либо поспешных утверждений. Сначала требуется провести несколько аналогичных экспериментов, в которых будут участвовать люди различных рас, национальности, вероисповедания, гендерной и социальной принадлежности, возраста. Только когда полученные результаты будут во всех случаях сходны, только тогда можно будет утверждать о единообразном восприятии смерти всем человечеством.
Далее. Действие самого защитного механизма пока ещё остаётся объектом для исследований. Где он находится? Вшит ли он в гены или является результатом воспитания в социуме? Является ли его наличие свидетельством культурного развития? Можно ли его «отключить» путём воздействия на участки мозга, медикаментозно или психотропно?
После обнародования своих данных в научном журнале Дор-Зидерман столкнулся с различными точками зрения своих коллег. Действительно ли защитный механизм, блокирующий у человека мысли о смерти является благом? Хотя по сути мы отводим свободное время решению других, более насущных задач, действуем ли мы осознанно? Как изменились бы наши действия, если бы мы каждую минуту осознавали свою смертность?
Возможно, вам будет интересно: