Закрыть
Санкт-Петербург
  История одного Реквиема

История одного Реквиема

Самым известным Реквиемом до сих пор остаётся произведение, принадлежащее перу Вольфганга Амадея Моцарта. На самом деле композиция после его смерти осталась незавершённой. Его доработкой занимались по просьбе жены несколько людей – Йозеф Эйблер и Франц Ксавьер Зюсмайер. Именно благодаря их труду до нас дошла версия траурной мессы от австрийского Гения. Впрочем, известность Реквиему принесло не столько уникальное звучание, как мистическая история про чёрного человека.

Таинственный гость в чёрном

За полгода до смерти Моцарта посетил таинственный человек в чёрном и заказал ему написание Реквиема. В молодости Вольфганг сочинял католические мессы, но к июлю 1791 года уже давно подобным не занимался. Поскольку пообещанная денежная сумма была довольно значительной, а семья маэстро пребывала в нужде, то он согласился на такой заказ.

Получив задаток в 50 дукатов, композитор впрочем не спешил с написанием произведения. Музыковеды называют различные причины тому:

Занятость другими работами. Параллельно с Реквиемом маэстро создал оперы «Милосердие Тита» и «Волшебная флейта», кларнетовый концерт для Штадлера.

Долгое отсутствие практики. Хотя в портфолио Вольфганга Амадея было уже 20 написанных месс, последние 10 лет он не выполнял заказы католической церкви.

Отсутствие самого заказчика. Поскольку работу композитора не контролировали, не требовали срочного выполнения, то и отложил он её в долгий ящик.

К слову, именно из-за того, что Моцарт больше не видел своего заказчика, все обстоятельства сделанного заказа стали ему казаться мистическими. Уже в последний месяц своей жизни, в горячечном бреду он нередко говорил жене Констанции, что его посетил сам Дьявол – настолько необычным ему показались визит незнакомца в чёрном, просьба написать Реквием и довольно значительное вознаграждение.

На самом деле это не был никакой не посланник Сатаны, а обычный человек. Работал человек в чёрном управляющим у графа Франца фон Вальзегга. Дворянин недавно потерял свою супругу Анну фон Фламберг и очень горевал по этому поводу. Наконец он решил увековечить имя своей жены, заказав у великого композитора посмертное произведение. Но тут был один нюанс – Реквиему Моцарта граф желал присвоить собственное авторство, как делал это не раз, сотрудничая с другими сочинителями музыки. Потому этот заказ был дорогим и совершался в великой тайне. Сложно сказать, почему австрийский музыкант на это согласился. Видимо внутри он отвергал подобную сделку и от того мучился терзаниями, накануне кончины переросшими в душевную болезнь.

Реквием перед смертью…

Воистину фатальным оказался последний заказ Моцарта. Он настолько был поглощён работой над сложной траурной мессой, что все мысли были направлены лишь на это. Из-за переутомления композитор начал испытывать проблемы со здоровьем. Случалось, что жена попросту отбирала у него партитуру, чтобы хоть как-то противостоять подобному трудоголизму. И всё же для Вольфганга Амадея это был словно вызов судьбы. Он отказался принимать учеников, пока не завершит Реквием.

Для поправления здоровья чета выехала в Баден. Хотя курорт принёс свои плоды, по возвращению в Вену маэстро становилось всё хуже. 20 ноября 1791 года он слёг. Его конечности распухли настолько, что он не мог ходить. Непрекращающаяся рвота дала повод думать об отравлении музыканта. Именно на этой версии настаивали жена Констанца и 7-летний сын Карл, глубоко переживавший смерть своего отца. Врачи же констатировали «острую просовидную лихорадку», ныне именуемую как «острая ревматическая лихорадка». Поскольку на то время ещё не были изобретены современные лечебные средства для этой болезни, то летальный исход был предрешён. Симптомы надвигающегося несчастья можно было предсказать по часам: подъём температуры, отёчность суставов, нестойкие высыпания в форме колец, серьёзное поражение сердца и, наконец, поражение нервной системы. Затем пациент умирает в мучениях.

Причастен ли Сальери?

Итальянскому композитору Антонио Сальери при австрийском дворе было несладко. Говоря по правде, талантом он во многом превосходил австрийского музыканта. В его учениках были такие известные личности, как Л. ван Бетховен, Ф. Шуберт, Ф. Лист и даже сам младший сын Моцарта – Франц. И всё же вариант отравления и хула пали на честное имя маэстро. Этому послужили домыслы отца Леопольда Моцарта, опиравшегося на письма Вольфганга, и «маленькая трагедия» авторства А. С. Пушкина.

Соотечественники Сальери были глубоко возмущены клеветой на известного мастера. В 1997 году Миланский суд, подробно изучив все обстоятельства смерти В. А. и предшествовавшие тому события, признал Антонио невиновным, тем самым очистив его имя от вековой клеветы.

Посмертное завершение Реквиема

Смерть маэстро поставила Констанцу перед дилеммой: либо необходимо было возвращать солидный (и уже потраченный) задаток, либо искать способы завершить недописанное произведение. Вдова выбрала второй вариант. Первым дорабатывать взялся Йозеф Эйблер. На оригинальной партитуре можно увидеть его вариант оркестровке. Вскоре он возвратил ноты обратно, отказавшись от дописывания.

Получив множество отказов от других музыкантов, Констанца наконец обратилась к ученику Моцарта – Францу Ксавьеру Зюсмайеру, отдав все имевшиеся у неё черновики мужа. Хотя музыкальные критики отмечают довольно-таки посредственную работу Зюсмайера, именно ему мы обязаны нынешним звучанием Реквиема. В конце концов, лишь он согласился помочь вдове закончить музыкальную композицию. Как знать, дошла ли бы она вообще до нынешнего слушателя?

Современные реконструкции

Многие современные композиторы пытались по-своему реконструировать знаменитый Реквием. Наиболее удачной считается версия Ричарда Мондера. В частности, он учёл торжественность духовых аккордов и правильно сочетал их со струнными партиями. Также была доработана фуга в экспозиционном разделе. В то же время сохранилась характерная для Моцарта замена флейты, гобоя, валторны и кларнета на бассетгорн. В этом чувствуются увлечения австрийского гения масонством.

Использование Реквиема

На похоронах своего отца Иоганн Батист Штраус-младший исполнил Реквием Моцарта. Услышать знаменитое произведение также можно в фильмах:

  • Овод (1980, реж. Николай Мащенко);
  • Амадей (1984, реж. Милош Форман);
  • Большой Лебовски (1998, реж. братья Коэн);
  • Люди Икс 2 (2003, реж. Брайан Сингер);
  • Древо жизни (2011, реж. Терренс Малик);
  • Россомаха: Бессмертный (2013, реж. Джеймс Мэнголд).

Возможно вам будет интересно:

Консультация по организации похорон
Звоните
Оставить заявку на звонок

Консультант по сложным вопросам

Бесплатная консультация

Закажите звонок

Закажите звонок!

Мы перезвоним в удобное время.

Круглосуточная справочная+7 (812) 292-22-22