Закрыть
Санкт-Петербург
  Сколько людей погибло при строительстве Санкт-Петербурга

Сколько людей погибло при строительстве Санкт-Петербурга

Представление о том, что Санкт-Петербург – это город, который был построен «на костях», давно стало частью российской культуры и образа северной столицы. Истории и городские легенды о погибших строителях Санкт-Петербурга нашли свое отражение в прозе, поэзии, музыке и кинематографе. Они переплетаются с представлением о Санкт-Петербурге как об «искусственном» городе, построенном по прихоти царя вопреки природе, не приспособленном для жизни людей.

Представления о «городе на костях» возникли еще в годы, когда строительство только велось. Например, сохранились упоминания того, что гетман Мазепа, тогда еще сохранявший верность Российской Империи, отказался отправлять своих казаков на строительство северной столицы, ссылаясь на ужасные условия труда. Спустя десятилетия после окончания стройки страшными историями делились иногородние купцы и иностранные послы, спустя столетие – уже именитые историки. В городской фольклор вошли предания о призраках замученных крестьян, о костях, которые во время отливов видны в основаниях петербургских дворцов.

В действительности оценить число людей, погибших при строительстве города, крайне сложно – далеко не вся документация сохранилась до наших дней, и далеко не вся она велась подробно. Однако у современных историков и археологов есть достаточно оснований, чтобы с уверенностью опровергать мифы о сотнях тысячах умерших строителей. В нашем материале мы разберем, как происходило строительство северной столицы, сколько людей было вовлечено в эту тяжелую работу, и сколько в действительности не вернулось домой с петровской стройки.

История строительства Санкт-Петербурга

Территории, на которых находится современный Санкт-Петербург, долгие века были частью земель Новгородской республики и предметом военных конфликтов с Шведской монархией. В 1478 году московский князь Иван III, дед Ивана IV Грозного, провел успешный военную кампанию против Новгородской республики, упразднил ее и включил в состав Московского царства. Безлюдное болотистое устье Невы было его часть вплоть до 1617 года: по итогам русско-шведской войны 1610–1617 гг. эти территории перешли к Шведскому королевству. Лишь спустя столетие Петр I Великий, первый император Российской империи, отвоевал их у Шведов и включил в состав государства на основании Ништадского мирного договора, подведшего итог Северной войне 1700-1721 годов. Впрочем, строительство Санкт-Петербурга началось за 18 лет до подписания мирного договора.

27 мая 1703 года по распоряжению Петра I была заложена Петропавловская крепость, первое сооружение города. Спустя десять лет император перенес столицу из Москвы в Санкт-Петербург. Хотя активное строительство продолжалось еще много десятилетий, его пик пришелся на период до 1717 года. К 1725 году в северную столицу были перенесены большая часть государственных служб, а сам город обзавелся собственным многочисленными производствами, заводами, мельницами, административными зданиями, дворцами, усадьбами, мостовыми.

Стремительное сооружение целого города не было чем-то диковинным для Европы Нового Времени, но в случае Санкт-Петербурга и темпы строительства, и тяжелые природные условия, и то, что строила его держава-аутсайдер, повлекли за собой возникновение множества тяжелых слухов.

Какие оценки числа смертей приводятся?

Оценки числа умерших в период строительства Санкт-Петербурга очень различаются. Самые большие можно встретить в рассказах иностранцев XVIII века о новой столице Российской империи: в них речь идет о сотнях тысяч. Например, посол Дании Юст Юль писал о более чем 100 тысячах умерших за один первый год. Колоссальные цифры приводили также шведский военнопленный Л.Ю. Мальм (с 1719 г. – Эренмальм), посол Франции де Лави, секретарь прусского посольства при русском дворе И.Г. Фоккеродт и другие. При этом никто из этих иностранцев не присутствовал в первое десятилетие строительства – когда, якобы, гибли два из трех строителей – а основывались они на слухах и домыслах.

Мнения российских историков разделились. Чаще всего споры и дискуссии вызывает число смертей в первое десятилетие строительства – в наиболее кровавый, по мнению «очевидцев»-иностранцев, период. Широко известна оценка Ключевского, писавшего, что сложно найти во всемирной истории битву, в которой погибло больше людей, чем при петровском строительстве. То же мнение разделял и сам Сергей Соловьев, автор «Истории России». При этом критику таких высоких оценок числа погибших строителей приводили уже в XIX веке: например, Петр Петров отмечал, что одни и те же имена строителей фигурировали из года в год.

Историк-краевед Павел Луппов в середине XX века писал об обычной для XVII века смертности среди строителей Петрограда и Кронштадта. Современный историк Евгений Анисимов считает возможной цифру в 100 000 умерших за все время, Юрий Овсянников пытается обосновывать смертность около 33%, а доктор исторических наук Ольга Агеева доказывает, что оценки были завышены в 50-100 раз.

Современные российские историки, например кандидат искусствоведения и доктор философских наук Екатерина Андреева, считают, что в ходе строительства города погибло в пределах от 13 до 20 тысяч рабочих.

Сколько людей участвовало в строительстве города?

Строительство города велось силами солдат, составлявших гарнизон Петропавловской крепости, подневольных рабочих из числа податных крестьян (их называли «посошане»), квалифицированные рабочие (как наёмные, так и податные), а также шведские военнопленные и каторжане. Документы, изученные современными историками, позволяют установить, что за первые десять лет в строительстве приняли участие около 195 000 неквалифицированных подневольных крестьян, около 12 000 квалифицированных рабочих, а также около 20 000 солдат, военнопленных и наемных рабочих. Таким образом, за первые десять лет в строительстве города приняло участие приблизительно 227 000 человек. При этом в первый год строительства – когда по мнению Юста Юля погибло 100 000 человек, в строительных проектах участвовало всего 6000 посошан и не более 500 солдат.

При этом следует учитывать, что в разнарядках об отправке рабочих людей в Санкт-Петербурге указаны более высокие цифры – более 290 тысяч посошан. Однако историки отмечают, что разнарядки выполнялись в среднем примерно на 65%. Исходя из этого, и учитывая 5-6 тысяч рабочих, трудившихся в первый год, выходит около 195 000 подневольных неквалифицированных трудящихся.

Смертность среди рабочих Санкт-Петербурга

Ключевая проблема, стоящая перед историками, желающими подтвердить или опровергнуть какую-либо оценку числа умерших строителей Санкт-Петербурга – это отсутствие систематизированных данных с показателями смертности. Следует понимать, что царское правительство «заказывало» рабочих из губерний на несколько смен в год. После нескольких месяцев работы крестьяне возвращались домой. При этом в ведомостях о донаборе, датируемых 1710 годом, которые изучили историки, идет запрос на компенсацию сбежавших крестьян, непоставленных изначально или заболевших – но не умерших.

В 1703-1705 годах строительства многие источники указывают на высокие показатели заболеваемости: в 1703 году об этом Петру сообщали князь Меньшиков и граф Головкин. В 1704 году число заболевших достигало 40%, а число умерших – 13% от общего числа посошан. С 1706 года среднее суммарное число заболевших и умерших снижалось, однако выявить точное соотношений этих категорий не удается. В целом, средние показатели смертности, приводимые в отдельных отчетах, держаться около 6-8% процентов, что ненамного превышает смертность в Российской империи в начале XVIII века.

Археологи о городе на костях

Одно из ключевых опровержений колоссальных оценок в 100 или 300 тысяч умерших в первые годы строительства Санкт-Петербурга – это работа местных археологов. За многие десятилетия совместной работы петербургские краеведы и археологи не смогли обнаружить никаких следов масштабных массовых захоронений, относящихся к первым десятилетиям XVII века. При этом сложно упрекнуть исследователей в халатности – им удавалось найти заброшенные погосты, относящиеся к периоду до строительства Петербурга, утерянные кладбища города, неучтенные могилы жертв эпидемий, но не мифические массовые захоронения строителей Санкт-Петербурга.

При этом нельзя не отметить, что захоронения крестьян, участвовавших в строительстве города, напоминают скудельницы: братские могилы, в которые тела была свалены без соблюдения должного погребального обряда. Скорее всего, эта практика была связана с тем, что погибших строителей хоронили товарищи по стройке, а не родные. Местные власти также не были заинтересованы в проведении должных обрядов – прагматичное и во многом циничное отношение Петра и его окружения к церкви было хорошо известно и современникам, и потомкам.

Происхождение легенды

Следует понимать, что у легенды о «городе на костях» были свои основания. Они исходили не только из обиды шведов и желания принизить заслуги Петра, но также и из впечатлений самих поданных Российской империи о городе, и из того, как обычно проходили подобные грандиозные строительства. Разберем некоторые из слагаемых мифа:

  1. Строительство крупных «искусственных» городов нередко проводилось в сжатые сроки и с большим числом человеческих жертв. Один из характерных примеров – грандиозный Версаль, дворцово-парковый комплекс французских королей. При его строительстве погибли или получили травмы тысячи рабочих – а ведь работы шли дольше и в более мягком климате, чем стройка Санкт-Петербурга.
  2. Первые два года действительно сопровождались высокой заболеваемостью и смертностью, о чем Петру писали многие его сановники. Холодная и ветренная погода, антисанитария, нехватка провизии и жилых помещений приводили к вспышкам дизентерии и цинги.
  3. В первые же годы строительства были обнаружена захоронения, относившиеся к допетровскому периоду. Например, древний погост был предположительно вскрыт при строительстве дома купца Эванса – современники-иностранцы сочли, что в могилах лежали умершие при строительстве города крестьяне. Впоследствии раскопки в районе Фонтанки установили, что ранее под этим районом города находилось кладбище XV-XVI веков.
  4. Многие крестьяне, направлявшиеся на работы в Санкт-Петербург, действительно не возвращались в родные земли. Причины у этого были разные: и далеко не только связанные со смертью. Долгая дорога давала многим крестьянам возможность сбежать, скрывшись от тягостей жизни подневольного крестьянина. Другие же, напротив, находили способ остаться на новой земле с надеждами на лучшую жизнь.
  5. Город посреди нигде, построенный по прихоти тщеславного царя-безбожника, противопоставляющий себя старым городам России, ворующие славу и почет столицы, скроенный по чужеземным образцам – все это настраивало консервативную часть российских элит против Санкт-Петербурга. Начиная со дня заложения Петропавловской крепости часть старой аристократии противились самой идее Санкт-Петербурга – и были рады поддержать любые порочащие его репутацию слухи.

Город на костях

История Санкт-Петербурга не была простой. Город страдал от эпидемий, от наводнений, от революций, от чудовищной блокады в годы Великой Отечественной войны. В каком-то роде он действительно является городом на костях – как и любой другой мегаполис, бывший столицей великой державы. Однако можно быть уверенным, что среди «костей» Санкт-Петербурга нет останков его первых строителей: хотя северная столица уносила жизни людей, истории о колоссальных человеческих жертвах среди строителей – это прошедшая через века фантазия современников.

Консультация по организации похорон
Звоните
Оставить заявку на звонок

Консультант по сложным вопросам

Бесплатная консультация

Закажите звонок

Закажите звонок!

Мы перезвоним в удобное время.

Круглосуточная справочная+7 (812) 292-22-22