Закрыть
Санкт-Петербург
  Поминальные трапезы русского севера

Поминальные трапезы русского севера

В разных регионах нашей страны похороны и поминки проходят по-разному – и это несмотря на глобализацию и нарастающую культурную унификацию во многих других сферах. Само собой, в былые времена этих региональных различий в похоронных обрядах было еще больше. В этом материале мы расскажем о некоторых из них, а конкретно – о некоторых специфических элементах похоронно-поминальных застолий, которые некогда были характерны для русского севера и следы которых в соответствующих регионах можно встретить и поныне.

Свои и чужие

В первую очередь отметим такую черту поминальных трапез, которая не была уникальной для русского севера: люди полагали, что в застолье участвуют партия живых и партия мертвых. Мертвецы при этом представляются «незримо присутствующим» покойным, а также другими родственниками, в то время как живые – это просто обычные гости церемонии. Живые, далее, делились на «чужих» и «своих». К своим, очевидно, относились родные умершего, и, как полагалось, именно они в процессе всех погребальных мероприятий всегда пребывали в наибольшей опасности – считалось, что именно членов семьи мертвец может попытаться «утащить с собой». Следовательно, членам семьи умершего следовало избегать всех вещей, которые символически ассоциировались со сферой смерти: они не обмывали тело умершего, не копали могил, не допускались к ношению гроба и так далее. Этими вещами должны были заняться “чужие” – соседи, знакомые, друзья или нанятые профессионалы. Например, обратимся к обычаю, который в конце прошлого века отечественные антропологи зафиксировали в Заонежье: там было принято поручать детям нести венки во время погребальной процессии, и детей этих взрослые должны были угощать конфетами и другими сладостями, однако делать это непременно должны были «чужие», а не члены семьи. Аналогичным образом, там сохранилась традиция живым и мертвым есть отдельно друг от друга: когда наставали поминки, родные умершего приносили ему еду на кладбище и оставляли у могилы, а сами ели дома. Более того, готовили им там соседи и друзья, что резко идет вразрез с обычными для этих мест правилами гостеприимства, согласно которым хозяева дома все заботы берут на себя.

Нищие на поминках

Безусловно, в очень многих странах и культурах есть те или иные обычаи, регулирующие раздачу милостыни по случаю погребений и поминок, однако на Русском Севере они принимают особую форму – а точнее, несколько форм. Прежде всего, нищих иногда могут сажать за поминальный стол и кормить наряду со всеми. Во втором случае для нищих накрывают отдельный поминальный стол в другой комнате или на улице. В частности, ученые описывают такой обычай, зафиксированный в конце позапрошлого века в Каргополе: накрывают стол специально для нищих, ставят на него рыбники, пироги, хлеб, блины, кисель, а после трапезы одаривают дополнительной едой и деньгами. Что важно, этот обычай соблюдали и богатые, и малоимущие семьи. Другой обычай был зафиксирован в Пошехонском уезде: здесь для нищих выставляли еду на улице, на отдельных столах, а в Заонежье нищим порой дарили даже домашних животных, а не только еду. Иначе обстояли дела в Олонецкой области: там для поминальной трапезы на стол ставили лишнюю тарелку «для покойника», в которую накладывали еду, а в конце застолья содержимое тарелки передавали нищим. В любом случае, мы можем видеть, что кормление и одаривание нищих всегда рассматривается как действие, осуществляемое в пользу физически отсутствующего на поминках покойника. В этом плане, как и во многих культурах, на русском севере нищие выступает в качестве символических заместителей незримых душ.

Похоронные специалисты на поминках

Сегодня похоронными специалистами называют сотрудников моргов и ритуальных агентов, но раньше к таковым относили представителей иных специальностей: обмывальщиков, плакальщиков, гробовщиков, могильщиков. Этих людей тоже сажали за поминальный стол, где они, подобно нищим, могли исполнять роль символических заместителей умершего. Примечательно, однако, что на Русском Севере обмывальщики и обмывальщицы могли принимать на себя дополнительные функции в качестве заместителей покойного. Например, такая любопытная традиция была зафиксирована в 1970-х в Пермской области: на сороковины родственники усопшего начинали «проводы души», и во время поминального застолья обмывальщица должна была сидеть в переднем углу и есть и пить первой. Когда наступала пора проводов, семья умершего собирала в котомку полотенце, скатерть с поминального стола, чашку, ложку, блюдце, нитки, иголки, свечи и хлеб, и все это передавалось обмывальщице, с которой, далее, говорили и прощались так, будто она и была покойником. Затем, после прощания, обмывальщица уходила со двора, символически имитируя уход души покойного, а затем возвращалась к другим скорбящим, после чего они двигались на кладбище для исполнения следующей части обряда. Схожие обычаи имелись и в Вологодской губернии.

Духовенство на поминках

На Русском Севере было принято вовлекать священников в сами похороны и на сороковины. Причины тут были прозрачны: люди полагали, что раз священники проводят исповедание, соборование и отпевание, то от них во многом зависит, попадет ли душа в рай. Следовательно, к священнику необходимо относиться с особым вниманием и оказывать ему особый прием. Что интересно, нередко именно на сороковой день священникам отводили в обрядах самую важную роль: их сажали ближе к красному углу, на место покойного. Более того, его нередко выходили всей семьей встречать во двор, так как верили, что вместе со священником идет в родной дом душа покойного – чтобы проститься в последний раз. В тех случаях, когда священнослужитель приезжал заранее издалека, ему стелили постель и рядом стелили еще одну – для души мертвеца. Но самый любопытный обычай был описан, опять же, в Олонецкой губернии: там в конце позапрошлого века ставили на поминальный стол лишние приборы и накладывали еду, а потом выставляли тарелки на улицу, где священник должен был незаметно эти тарелки схватить и унести в церковь – это было специфической формой обряда, который сочетал в себе кормление покойного и пожертвование в пользу церкви.

Возможно, вам будет интересно:

Консультация по организации похорон
Звоните
Оставить заявку на звонок

Консультант по сложным вопросам

Бесплатная консультация

Закажите звонок

Закажите звонок!

Мы перезвоним в удобное время.

Круглосуточная справочная+7 (812) 292-22-22