Поминальные дни у восточных славян
Крещение Владимира и киевлян, состоявшееся в 988 году, положило начало широкому распространению христианства на Руси. Новая религия быстро заняла прочное место в народной культуре, постепенно вытеснив традиционные верования на задний план. Однако полностью искоренить реликты восточнославянских дохристианских традиций у христианских миссионеров не получилось. В течение многих столетий элементы языческих верований и христианское учение сосуществовали вместе в сложное двоеверческой системе, остатки которой сохранились до наших дней.
Поминальные обряды и ритуалы
Славяне верили, что земное и загробное царства разделяет невидимая грань, которая не дает жителям обоих миров свободно перемещаться между ними. Однако несколько раз в году она истончается, и духи усопших возвращаются домой. Это случается в дни общего поминовения – родительские субботы – а также дни, предшествующие крупным праздникам. Чтобы задобрить предков и заручиться их поддержкой в грядущем году, селяне обязательно устраивали пышные поминки. В назначенный день жители деревень, отслушав службу в церкви, отправлялись на местные кладбища, чтобы навестить могилы родных и порадовать их вкусной едой и напитками, мелкими подарками и даже деньгами. А вечером всем народом накрывали богатый поминальный стол с традиционными для такого случая блюдами: блинами, кутьей, капустником, пирогами, пивом и киселями.
Этот обычай восходит к древним тризнам – языческим поминкам, которые характеризовались обильными пирами, состязаниями и игрищами. Наши предки верили, что веселье живых было заразительным и, наблюдая за гуляниями живых, души усопших сами испытывают радость. Поэтому дни поминовения проводили задорно и оживленно. Утомившись после диких плясок и безудержных игрищ, селяне отправлялись домой, где пир продолжался уже в кругу ближайших родственников. Считалось, что мертвецы шли за ними и присоединялись к домашним торжествам. Принимали их как дорогих гостей: духов угощали лучшей едой, наливали им водку, говорили о них с уважением и теплотой. Однако по окончании трапезы их нужно было отправить обратно на тот свет – в противном случае, они как-бы «застревали здесь» и могли навлечь на родных беду. Хотя само это верования в какой-то момент исчезло, обычай веселых поминок сохранилась до сих пор.
Другим популярным поминальным обрядом было «обогревание» усопших. Как только солнце опускалось к горизонту, во дворах разжигали костры, чтобы духи могли обогреться перед обратной дорогой. Существует и другое объяснение такому обычаю – ритуальные костры помогали покойникам ориентироваться в земном мире.
Поминальные дни
Хотя многие народные праздники вошли в церковный календарь, приобретя христианское значение, некоторые из них остались существовать в первозданном виде. Помимо родительских суббот славяне справляли и другие даты, посвященные всеобщему поминовению покойных. К ним, в частности, относятся Масленица, Пасха мертвых, Семик, Деды, Русальные дни и пр.
Масленица
Масленица является древним славянским праздником, которые отмечают в течение недели перед Великим постом. В основе его обрядности лежат многочисленные элементы дохристианских славянских верований. До христианизации Древней Руси Масленица была приурочена к весеннему равноденствию, которое знаменовало начало нового года и приходилась на 20-22 марта. Однако в результате введения христианской Великого поста праздник сместился на более ранние даты. Сегодня Масленица считается веселым весенним праздником, когда на смену провожаемой зимы приходит весна. Но так было не всегда. В старину Масленица также была и первым из поминальных дней в календаре народных праздников.
В научной среде считается, что Масленица представляла собой «похороны» зимы и «рождение» весны. Чтобы обеспечить богатый урожай и приплод скота, люди проводили специальные праздничные обряды и ритуалы. Масленичное чучело, которое символизировало зиму-Марену, сжигали на костре, поскольку считалось, что это обеспечит скорый приход лета, хороший урожай, сохранит село от природных бедствий и защитит от мора и смерти. После этого люди отправлялись в лес, где жердь сожженного чучела украшали зелеными ветками и несли ее обратно в деревню, поздравляя прохожих с приходом весны. Оставшийся от Марены пепел крестьяне разбрасывали по полям.
Похожей цели служила и поминальная часть Масленицы. Славяне верили, что души предков могли повлиять на жизнь своих живых родственников. Если их должным образом почитали, они покровительствовали своим живым потомкам, помогая в хозяйстве, увеличивая урожай и повышая приплод скота. Безразличие же влекло за собой гнев мертвецом и могло заслужить потомкам наказание в виде несчастий, болезней, голода и пр. Поэтому на поминальные праздники их следовало задобрить угощениями и веселыми пиршествами. С этим связан обычай печь на Масленицу блины – традиционное поминальное угощение у славян. Траурные истоки присутствуют также и у масленичных костров – они напрямую связаны с обычаем «обогревать мертвецов».
Радуница или Навий день
Радоница – один из главнейших дней всеобщего поминовения в православии, когда верующие могут символично разделить с умершими пасхальную радость о воскресении Христа. Радоница впитала в себя многие элементы народных верованиях и традиционных поминальных обрядов. Об этом свидетельствует хотя бы народное название праздника – Навий день. Слово «навий» происходит от древнеславянского корня «навь», что означает смерть или мертвое тело. Во вторник после Фомина воскресенья народ отправлялся на погосты, к могилам своих родных и близких. С собой они брали типичные поминальные блюда: блины, кутью, пироги, крашеные яйца, канун, кисели, пиво и т.д. «Угостив» мертвецов, люди возвращались по домам и усаживались за поминальный стол. Застолье сопровождалось песнями, танцами и играми.
В старые времена существовала и иная традиция. Вечером в Радоницу славяне топили баню для покойных, оставляя им в парной мыло, березовые веники и одежду. Чтобы определить, воспользовались ли усопшие приглашением помыться, по полу ровным слоем разбрасывали золу. Если на утро на ней оставались следы – значит мертвецы ночью парились.
Семик
В народе неделю до праздника Троицы называли «русальной». Считалось, что в это время из водоемов на берег выходят водяные, русалки и иные сверхъестественные обитатели рек и озер, и зайдя достаточно глубоко в чащобу, человек может на них натолкнуться. Особенное значение придавали четвергу перед Троицей – Семику, когда поминались «заложные» покойники или люди, погибшие не своей смертью и не получившие упокоения: убитые и самоубийцы, жертвы несчастных случаев, безвременно усопшие, колдуны и проклятые родными. Согласно языческим поверьям, эти души неупокоенных превращались в духов: так, например, русалки считались дущами женщин и мужчин, погибших от утопления..
В Семик совершалась панихида, во время которой люди поминали всех, кто не был отпет перед похоронами. Кроме того, в этот день земле придавали заложных мертвецов, которых нельзя было хоронить в иное время года. Вечером по возвращении домой люди устраивали пышные поминки, сопровождаемые богатой трапезой, песнями и веселыми гуляниями.
Возможно, вам будет интересно: