Как хоронят староверы
Староверы как обособленная группа возникли в результате реформ патриарха Никона, в результате которой русское православное христианство претерпело значительные изменения. Староверами сегодня называют тех людей, которые в силу тех или иных причин не пожелали переходить на реформированную форму обрядовости, а потом ушли в церковный раскол. На сегодняшний день староверческих общин великое множество, и они отличаются друг от друга и от официальной церкви как бытовыми особенностями, так и содержанием вероучения, так и обычаями - в том числе погребальными. В нашем материале мы расскажем о некоторых погребальных обрядах, которые бытовали в среде старообрядцев в дореволюционной России - сегодня многие из них уже не используются. Например, мало кто в наши дни действительно будет выращивать лен самостоятельно для изготовления домотканой одежды для погребения, а также самостоятельно вытесывать гроб из бревна или нанимать конную упряжь в качестве катафалка. Тем не менее, некоторые из этих обрядов - те, что попроще в материально-техническом смысле - все еще соблюдаются.
Накануне смерти
Как и у всех христиан, у староверов важной частью умирания считается исповедь. Староверческие общины, у которых есть священство, зовут для этой цели священнослужителей, беспоповцы же считают, что позвать на исповедь священника - гарантировать себе путь в ад, а потому у них исповедь ведет наставник или старший член духовной общины. Во время покаяния из-под головы убирали подушку, а к губам прикладывали святую воду. Далее умирающего спрашивали, не желает ли он поведать что-то важное, выразить свою последнюю волю; исповедаться в некоем грехе, в котором он ранее не раскаивался; признаться, не хранит ли он обиду на кого-то из родных и близких. В соответствии с названными грехами на человека налагалась епитимья. Староверы считали, что если при жизни человек в своих грехах не раскаялся, то отпевать его нельзя - можно только читать молитву на отход души.
Плач по покойному
Во многих староверческих течениях верующим предписывается громко оплакивать умерших. Иногда рекомендуется начинать причитания с самого момента объявления смерти и не прекращать до самого погребения. Чтобы исполнить это предписание, верующие нанимали профессиональных плакальщиц. Староверы полагали, что когда душа слышит громкие стенания, у нее меньше желания возвращаться домой и тревожить свою семью. В то же время многие другие староверы полагали, что плакать по случаю смерти - это плохо, а переносить утрату нужно по возможности без излишнего проявления эмоций.
Занавешивание зеркал
Как и во многих других культурах, в староверческих религиозных общинах по случаю смерти завешивали зеркала и другие отражающие поверхности, включая самовары и т.д. Сегодня многие староверы также закрывают экраны телевизоров и мониторов. Считается, что наличие отражающих поверхностей в доме с покойным вредит отходу души в царство небесное.
Омовение
Омовение регламентировалось, главным образом, с точки зрения того, кто должен его совершать: как правило, предпочтение отдавали пожилым людям одного пола с покойным. Нарушение принципа допускалось только в малочисленных общинах. Омовение совершалось в первые часы после смерти, мыть начинали с головы, справа налево, а пользовались для этого водой, которую набирали 18-19 января. Оставшуюся от омовения воду не выливали куда попало - ее закапывали в специальном месте заодно с принадлежностями для омовения.
Облачение
Погребальное одеяние у староверов состояло из нательного белья и мягких тапочек из кожи, соломы или грубой ткани, причем мужская рубашка была короче женской. Также иногда для покойных готовили особое исподнее белье, штаны для мужчин, сарафаны для женщин. Все погребальные элементы одежды должны были не содержать никаких украшений и излишеств, и все они, как правило, готовились сильно заранее, чтобы ко дню смерти человека уже все было готово. Всё одеяние, как и саван, шилось без узлов, швом «иголка вперёд». Саван шили из белого полотна, причем в некоторых общинах было принято кутать умершего в этот саван с головой, в других же такой традиции не наблюдалось.
Гроб
Гробы в былые времена готовили заранее и хранили на чердаках и в сараях, чтобы в случае чего всё было под рукой и можно было бы организовать похороны в сжатые сроки. Гробы вытесывали из цельного ствола дерева - иногда самостоятельно, иногда с привлечением мастеров-плотников или мебельщиков. Однако существовали и иные традиции в других старообрядческих согласиях, которые гласили, что гроб необходимо создавать только после смерти человека. В этом случае его наскоро сбивали из деревянных досок без гвоздей - вместе гвоздей были деревянные же чопки, ли края досок обтачивали так, чтобы получилось крепление “ласточкин хвост”. Примечательно, что старообрядцы не обтягивали гробы тканью и не клали никаких символов веры в гроб. Оставшиеся от изготовления гроба опилки, стружки и щепки подкладывали в гроб в качестве подстилки.
Положение во гроб
В былые времена тело сперва обряжали в саван, а затем клали на лавку и в таком виде оставляли до самого часа похорон, укладывая в гроб только непосредственно перед тем, как уже была пора выносить тело на кладбище. В наши дни эта традиция уже не соблюдается. Как было указано выше, в гроб клали отходы пиломатериалов, оставшиеся от его изготовления, а также листья березы и еловый лапник, а под голову клали подушку, которую либо набивали листьями же, либо - волосами самого покойного (такая подушка собиралась им самим в течение жизни). Тело в гроб клали так, чтобы руки лежали на груди, правая поверх левой. Пальцы правой складывали двуперстием, а на левую надевали лестовку – своего рода чётки, выполненные из дерева и напоминающие небольшую лесенку. В руки вкладывали крест или икону, однако перед закрыванием гроба их вынимали. После закрытия гроба его нередко связывали лыком или веревкой, причем таким образом, чтобы перевязи образовывали восьмиконечный крест. Хоронили обычно на третий день, однако это зависело от погодных условий: зимой похороны могли отложиться на время из-за холода и промерзания почвы, а летом их могли поторопить, чтобы не допустить разложения тела.
Отпевание
Наиболее старые традиции велели староверам три дня и три ночи без устали читать Псалтырь. Очевидно, что один и тот же человек все это делать не может, поэтому для чтений вызывались три-четыре человека, сменявшие друг друга. Сегодня подобное практикуется редко, а чаще ограничиваются тремя панихидами: одна - накануне погребения, другая - утром в день погребения, и третья - непосредственно перед самым захоронением, на кладбище. Все эти службы нарочно стараются затягивать, потому что полагают, что чем дольше длится отпевание – тем чище душа предстает перед Господом. При этом отпевание не полагается тем, кто жил неправильно: пьяницам, непокаявшимся, закоренелым грешникам и т.д.
Прощание с умершим
Семья, друзья и соседи прощались с покойным непосредственно на пороге дома - для этого гроб с телом ставили во дворе на стульях, и скорбящие могли подойти к умершему, чтобы посмотреть на него, помолиться и попрощаться. Здесь же, во дворе, хозяева накрывали стол для гостей, чтобы у покойного получилось последний раз присутствовать на трапезе в кругу знакомых. Альтернативой было накрытие стола на кладбище.
Могила
Здесь вариаций было великое множество: некоторые старообрядцы закапывали примерно так, как принято сегодня, другие - по грудь, чтобы мертвому было проще воскреснуть во плоти в дни Воскресения. Иногда семья считала себя обязанной копать могилу самостоятельно, реже - этим занимались профессионалы или знакомые.
Похоронная процессия
Староверы нередко волокли гроб на себе до самого кладбища, поскольку считали коней грязными животными. Носильщиков, как правило, требовалось не меньше шести, причем женщин несли женщины, а мужчин - мужчины. Также у процессии предполагались три остановки: первый раз процессия останавливалась в середине села, затем на краю села, и в последний раз - перед самым кладбищем. Ход вели неторной дорогой, «чтобы покойный обратно не возвратился». Домашних животных после выноса гроба прикармливали зерном и овсом – «чтобы не пошли за хозяином». Более того, вслед себе процессия выкладывала еловый лапник для заметания следов, чтобы покойный не нашел дорогу домой. Так или иначе, к нашим дням эти обычаи исчезли - сейчас мертвых возят до кладбищенских ворот катафалки, поскольку кладбища располагаются далеко от населенных пунктов.
Похороны
Наконец, непосредственно на кладбище служилась лития, после чего из гроба извлекались священные символы, его крышку заколачивали или привязывали, опускали волокуши в могилу и опускали туда гроб таким образом, причем волокуши и полотенца, с помощью которых опускался гроб, хоронили в той же яме.
Поминовение
Староверы поминали мертвых на третий, девятый и сороковой дни, а также на годовщину смерти. Изредка можно было встретить староверческие общины, который также поминали на двадцатый день и полугодие со дня смерти. Также поминовение производится на праздничные дни - в родительские субботы, Радуницу, Дмитровскую субботу и накануне Троицы. На староверческом поминальном столе не допускается ничего спиртного, кроме кваса, а вот кутья считается обязательной. Также часто можно встретить щи, рыбный, гороховый или луковый суп, каша (гречневая или рисовая), компот, кисель, мёд. Предполагается, что во время застолья люди разве что молятся - в остальном сохраняется молчание.
Проводы души
Староверы полагают, что душа умершего сорок дней обитает в красном углу избы, где он жил, а посему полагали любой скрип и сквозняк в доме передвижением души усопшего. На сороковой день родственники покойного брали полотенце, на котором стоят иконы в красном углу, выносили его за пределы поселения и встряхивали, чтобы таким образом высвободить душу. У староверов в принципе осуждается праздность и излишнее веселье, так что траур как таковой у них не предполагается. Многие староверы полагают, что самоубийцы, вероотступники, пьяницы и ведущие греховную жизнь не могут погребаться по общему обряду. Их хоронят без отпевания и за пределами основного кладбища. Более того, иногда их даже запрещается провожать.
Надгробие
Наиболее распространенным надгробным памятником у староверов считается восьмиугольный крест из дерева. Его ставят не у изголовья, а в ногах покойного, чтобы солнце осеняло крестным знамением могилу. Табличку с личными данным крепили снизу. Фотографий к памятникам приделывать у многих общин не принято - вместо них к крестам прибивают иконы. В некоторых регионах вместо крестов стоят колодки – надгробия в виде шалашиков или небольших срубов – «чтобы покойный мог укрыться от гнева Господа». Альтернативный вариант надгробия - столб с навершием, под которым располагался небольшой деревянный короб на подобие скворечника с изображением креста. Его второе название – голубец.
Возможно, вам будет интересно: