Эпитафии Петербургcких кладбищ
Слово «эпитафия» появилось в греческом языке. Из греческого оно перешло в латынь, из латыни во французский, а из французского в русский. Интересно, что это слово никогда не меняло своего значения – «надпись на могильном памятнике».
Эпитафия может указать на время создания памятника не хуже, чем годы жизни похороненного под ним человека или декор надгробия. На территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области осталось множество старинных памятников с самыми разными эпитафиями. Исследователям и энтузиастам-любителям удалось описать всё многообразие питерских эпитафий, создав, своего рода, классификацию. Какими же бывают старинные санкт-петербургские эпитафии? Расскажем в рамках этой статьи.
Опознавательная эпитафия
Это самые старые эпитафии, найденные на городских могилах. Такие эпитафии выполнены в прозаической форме и рассказывают смотрящему кто похоронен под этим камнем. Такая эпитафия начинается точным указанием времени смерти, причём, очень часто указывается ещё и час смерти. После идёт подробное перечисление чинов и званий почившего. В конце стоит указание, когда человек родился и сколько лет, месяцев и дней он жил. Впрочем, не смотря на такую жесткую последовательную структуру, элементы эпитафии иногда менялись местами. Например, иногда в тексте эпитафии также упоминались и добродетели умершего, но это было скорее сухое изложение черт характера, чем какое-то яркое восхищение трудолюбием или добротой человека. Такие эпитафии – большие по размеру, текст занимает почти двадцать строк.
Примером опознавательной эпитафии вполне может служить:
«Под сим камнем погребено тело Грузинской Царевны Кетаваны Константиновны супруги покойнаго Царевича Вахтанга первороднаго сына Царя Ираклия, урожденной Княжны Багратион-Мухранской родившейся февраля 20 дня 1744 года и скончавшейся в столичном граде Св. Петра марта 4 дня 1808 года».
Панегерическая эпитафия
В XVIII веке доминирующим литературным стилем становится классицизм. Он привносит в повседневную жизнь элементы яркой торжественности, пафоса. Набирает популярность жанр оды. Оды пишут к памятным датам и важным историческим событиям. Литературный классицизм оказывает сильное влияние и на эпитафии. Теперь эпитафии становятся стихотворными и, по большей части, они прославляют прижизненные достижения и личные качества усопшего.
Примером панегерической эпитафии может служить эпитафия на памятнике Михаилу Ломоносову:
«В память славному мужу Михаилу Ломоносову родившемуся в Колмогорах в 1711 году бывшему статскому советнику с петербургской Академии наук профессору стокгольмской и боллонской члену разумом и науками превосходному знатным украшением Отечеству послужившему красноречия стихотворства и истории Российской учителю и первому в истории России без руководства изобретателю прежде временною смертию от муз и Отечества на днях святыя Пасхи 1765 году похищенному».
Очень серьёзно к своей эпитафии отнеслась российская императрица Екатерина II. Она заказала памятные слова, что будут выбиты на её надгробии, заранее. Екатерина II хотела всё держать под контролем и иметь возможность, если что, исправить не понравившуюся эпитафию. Она перебрала так много вариантов, что, в конце-концов, в шутку написала свой: «Здесь лежит Екатерина Вторая, родившаяся в Штеттине 21 апреля 1729 года. Она прибыла в Россию в 1744 году, чтобы выйти замуж за Петра III. Четырнадцати лет от роду она возымела тройное намерение – понравиться своему мужу, Елизавете и народу. Она ничего не забывала, чтобы успеть в этом. В течение 18 лет скуки и уединения она поневоле прочла много книг. Вступив на российский престол, она желала добра и старалась доставить своим подданным счастие, свободу и собственность. Она легко прощала и не питала ни к кому ненависти. Пощадливая, обходительная, от природы веселонравная, с душою республиканскою и с добрым сердцем, она имела друзей. Работа ей легко давалась, она любила искусства и быть на людях».
Не всем приходились по душе классицистические витиеватые эпитафии. Например, А.В. Суворов очень хотел простую лаконичную надпись, которая сейчас известна многим: «Здесь лежит Суворов». Однако, к желаниям великого полководца не прислушались. 50 лет на его могиле была непримечательная витиеватая надпись. Благодаря усилиям внука, на надгробии Суворова наконец-то появилась желаемая полководцем эпитафия.
Согласно моде того времени, на каждой могиле должна была быть торжественная яркая эпитафия. Если у богатых людей с этим не было проблем (как правило, они просто обращались к знакомым поэтам, чтобы те “по дружбе” написали им на надгробие небольшую оду), то простые люди были вынуждены прибегать к профессиональным сочинителям эпитафий. Самым знаменитым из таких сочинителей был В.Г. Рубан. Он разработал простую схему, по которой писал все эпитафии для своих заказчиков. Из-за своего занятия В.Г. Рубан получил в поэтическом мире прозвище “надгробописца”.
Романтические эпитафии
Вместе с окончанием XVIII века заканчивается и эпоха классицизма. Пышные витиеватые оды на надгробиях начинают восприниматься как старомодность или дурновкусие. Классицизм сменяет романтизм, что делает эпитафии ещё больше связанными с повседневной литературой. Теперь прощальные слова не только выбиваются на надгробных камнях, но и публикуются в литературных журналах. Эпитафия теперь не должна быть просто торжественным перечислением регалий покойного – на первое место выходит её литературная ценность.
Сочиняют надгробные тексты многие известные поэты, такие как А.С. Пушкин, И.А. Крылов, Г. Р. Державин, П.А. Вяземский, А.П. Керн и многие другие.
Основной формой эпитафии становится четверостишее, а на первый план выходят личные переживания от утраты, а не перечисление государственных регалий.
Будучи созданной в романтическую эпоху поэтами-романтиками, эпитафия строилась на оппозициях “смерть – жизнь”, “тело – душа”, “небеса – земля”. Сочиняя эпитафию, поэты обращаются к вопросам смерти, жизни, веры, природы, любви. Наиболее распространённым становится восприятие смерти, как пути к месту, где можно встретить своих ушедших любимых. Другим популярным мотивом становится: “Бог призывает к себе лучших. Умершие – избраны”. Романтические эпитафии отличаются особой экспрессивностью, взрывом горя и потрясения. Хорошим примером романтической эпитафии может служить эпитафия, написанная Г.Р. Державиным:
«Где добродетель? Где краса?
Кто мне следы ее приметит?
Увы! здесь дверь на небеса…
Сокрылась в ней – да солнце встретит!»
Шло время и со временем романтическая эпитафия стала таким же штампом, как и классицистическая эпитафия до этого. Яркой идеализации подлежали все подряд. Производство романтических эпитафий было поставлено на поток.
Во второй половине XIX века из-за новых культурных процессов, резко сократился размер эпитафий. Уже в 1840-е годы, во времена расцвета публицистики, длинные романтические надписи на надгробиях воспринимаются как дурновкусие.
Религиозные эпитафии
В 1840-х годах многие религиозные люди предпочитали заказывать на свои надгробия цитаты из священных текстов. Они и служили эпитафиями. В это время позиции ортодоксального православия существенно окрепли, что и вызвало такой всплеск интереса к цитатам из Священного Писания. Пример такой религиозной эпитафии: «Кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцом Моим; и Я возлюблю и явлюсь ему Сам» (от Иоанна, 14:21).
Благодарственные эпитафии
Этот тип эпитафии очень близок к современному. В таких эпитафиях указано, кто установил данное надгробие и в чью память. Может сочетаться с другими видами эпитафий. Выглядит благодарственная эпитафия так: “Доброму другу от скорбящих товарищей”.
Нотные эпитафии
Если усопший был композитором, то на его могиле, скорее всего, появится нотная эпитафия. В Санкт-Петербурге нотные эпитафии есть на могилах М.И, Глинки, М.П. Мусоргского, А.П. Бородина и иных. На могилах композиторов высекаются отрывки из созданных ими произведений. Даже после смерти человек, посвятивший всю жизнь музыке, неразлучен с ней.
Эпитафии на иностранных языках
В Санкт-Петербурге, особенно на Лютеранском кладбище, похоронено много иностранцев. Эпитафии на их могилах высечены на родном для этих людей языке.
Если перед вами стоит выбор эпитафии на могилу своего близкого и вы никак не можете принять решение, то позвоните на нашу горячую линию +7 (812) 292-22-22.Мы подробно расскажем, как и какую эпитафию заказать.
Важные страницы:
- Ритуальная служба в Петербурге
- Стоимость захоронения в Санкт-Петербурге
- Телефоны моргов