Что такое погребальное искусство
Если пытаться определить это понятие самым общим образом, то погребальным искусством можно назвать совокупность художественных традиций и воззрений, в рамках которых создавались веками различные произведения искусства, предназначенные для использования в похоронах и погребении, а заодно все множество предметов материальной культуры, в которых эти традиции и идеи воплощены. Наш материал будет посвящен рассмотрению этого пласта культуры как в прошлом, так и в настоящем.
Погребение и искусство
Историю погребального искусства мы можем отслеживать, как минимум, с античных времен, хотя есть все основания полагать, что оно появилось вообще в незапамятные времена. Разумеется, в глубоком прошлом значение ритуальных предметов искусства было далеко от нынешнего: в те времена и самого термина «искусство» в современном понимании еще не было, а те объекты, которые мы сегодня называем произведениями погребального искусства (статуи, барельефы, гравировки, росписи и т.п.) создавались для того, чтобы сохранить или почтить память о покойных, или же чтобы избежать гнева предков и их мести с того света. Более того, некоторые народы верили, что мертвые смогут пользоваться этими объектами в загробном мире. Наконец, многие произведения погребального искусства создавались для того, чтобы отпраздновать те или иные свершения, за которые был ответственен покойный.
В сущности, погребальное искусство – это любое произведение искусства, которое либо помещено на месте захоронения (т.е. является так называемым «погребальным даром»), либо стало частью места захоронения или его украшением (это может быть статуя, барельеф, мозаика и т.п.), либо само по себе есть место захоронения (например, это погребальная урна, склеп или что-то наподобие), а также все те традиции, воззрения и установки, которые направляли и ограничивали мастеров, создававших эти произведения.
В каждой культуре развились свои способы создания подобных произведений, и некоторые из них мы рассмотрим далее. К числу наиболее распространенных произведений погребального искусства относятся погребальные дары. Как правило, это были личные вещи самого покойного, которые подкладывали к нему в могилу, чтобы он мог взять их с собой в мир иной. Реже это были дары, которые предназначались не для самого покойного, а для богов загробного мира, чтобы те облегчили путешествие покойного и не чинили ему неприятностей.
К числу стандартных погребальных даров в большинстве культур относились произведения гончарного искусства, орудия труда, камни. В некоторых случаях знатного человека могли похоронить вместе с его лошадьми, колесницей и деньгами. Другими популярными произведениями погребального искусства были так называемые «психопомпы», они же проводники душ – это были всякого рода статуи и барельефы, изображавшие сверхъестественных существ, которые должны были охранять или сопровождать покойных в царстве мертвых.
Погребальное искусство – очень древняя традиция, и найти её можно почти во всех культурах с незначительными исключениями: например, в индуистской культуре они относительно малочисленны; отчасти в этом ответственен основной способ погребения, принятый в индуизме – сожжение тела с развеиванием праха, что означает отсутствие как таковых «мест захоронения» и, как следствие, большей части традиционных для европейского региона жанров погребального искусства.
Искусство и погребение в прошлом
Мы точно знаем, что те или иные произведения погребального искусства существовали еще в доисторическую эпоху. Безусловно, в прежние времена погребальное искусство во-первых и в-главных было уделом зажиточных слоев населения: в местах захоронения низших членов общества нельзя найти ничего, кроме их орудий труда и предметов быта.
Разумеется, в первую очередь появление погребального искусства было тесно связано с религией. В каждой цивилизации, однако, религия проявляла себя в погребальных практиках по-разному, так что и погребальное искусство разных народов могло сильно различаться.
Например, всем известны характерные для древнеегипетской цивилизации элементы погребального искусства: мумии, статуи, изысканные настенные росписи, декорированные саркофаги. В Древней Греции стены склепов украшались фресками, на пол и в стенные ниши устанавливались расписные вазы, а также стены украшали знаменитые проводники душ – психопомпы. С другой стороны, в том же Древнем Риме покойных чаще сжигали, чем хоронили под землю, однако при этом создавали ростовые статуи умерших в реалистическом стиле. Реже (для особо богатых представителей общества) могли создаваться роскошные саркофаги, в которых мертвые покоились целиком, то есть. не сожженными. В Древнем Китае похороны были важным способом продемонстрировать власть и богатство семьи. Например, представители императорской династии Хань погребались в костюмах из нефрита (т.е. в специальных одеяниях, сделанных из кусочков нефрита). В число других китайских погребальных традиций входит изготовление погребальных статуэток, например, знаменитых терракотовых воинов, а также статуэток из керамики. В число наиболее распространенных на Западе жанров погребального искусства входят погребальные дары (керамика, орудия труда), а также посмертные маски.
Однако, разумеется, отнюдь не все погребальное искусство сводится к простому наполнению и/или украшению могил – всем известны роскошные мавзолеи (вроде Галикарнасского), усыпальницы, мемориальные комплексы и т.д., некоторые из которых еще в древности славились как чудеса света. Сегодня значительная их часть являются либо туристическими достопримечательностями (катакомбы Парижа), либо действующими религиозными сооружениями, либо совмещают эти функции, примером чего является индийский Тадж-Махал, который часть недели открыт для туристов, а часть недели используется как мечеть, в соответствии с изначальным предназначением.
Искусство и погребение в современности.
Разумеется, погребальное искусство – это не только наследие древности. Оно создается и сегодня, хотя, разумеется, принимает иные формы и имеет за собой иные движущие причины. В некоторых странах (особенно в Европе) украшение могил вышло из сугубо религиозной сферы жизни и теперь используется для того, чтобы персонализировать место захоронения, чтобы удовлетворить последние желания покойного и т.д., что в некоторых случаях таки приводит к созданию роскошных мавзолеев.
А если речь заходит о строительстве мавзолея или большого склепа, то логично, что дальше ставится вопрос о его внутреннем украшении, которое желательно сделать таким, чтобы оно отражало личность покойного (или покойных, если это семейное захоронение). Таковыми украшениями могут стать скульптурные, живописные или фотографические портреты покойных, погребальные дары в виде одежды покойных и важных для них предметов (как имеющих сугубо символическое значение, так и тех, которые имели отношение к их профессиональной деятельности).
Если же речь идет о погребальных урнах и нишах в колумбарных стенах, то и здесь находится немало пространства для персонализации захоронения. Например, многие люди предпочитают изготовлять погребальные урны на заказ, чтобы они своими формами и украшениями сообщали что-то о покойном, а также вкладывают в ниши помимо урн фотографии, статуэтки, личные вещи покойного и так далее. Надгробные памятники также со всей очевидностью могут быть современными произведениями погребального искусства, особенно если их заказчики осознанно ставят перед скульпторами задачу в абстрактной художественной форме выразить жизненный путь и достижения покойного.