В конце июня скончался композитор, имевший мировое значение, Александр Кнайфель. Ему было восемьдесят лет.
Александр Аронович родился в еврейской семье коренных ленинградцев и профессиональных музыкантов, выпускников Ленинградской филармонии. Его отец, Арон Иосифович Кнайфель, был скрипачом, солистом и ансамблистом, а мать, Муза Вениаминовна Шапиро-Кнайфель, 45 лет работала преподавательницей. Она учила музыкально-теоретическим дисциплинам в средней специальной музыкальной школе при Ленинградской консерватории, которую позже закончит её сын – по классу виолончели. В детстве он пережил эвакуацию из блокадного города, и эти воспоминания отразились на его музыке – особенно к фильмам «Торпедоносцы» и «Противостояние». В 1985 году Александр Аронович напишет «Agnus Dei», которое было вдохновлено блокадными дневниками его соотечественников.
Александр Аронович получил очень сильное образование: в Московской консерватории он учился у Мстислава Ростроповича, в Ленинградской – у Бориса Арапова.
Как это часто бывало с талантливыми музыкантами, путь Александра Ароновича был трудным и напряжённым: он стал одним из семи авангардных музыкантов, попавших в «чёрный список» Тихона Хренникова, музыканта, который продвигал традиционное звучание в музыке и был ведущим композитором своего времени. Он выступил с докладом в 1979 года на VI съезде композиторов, где сформировал список из нерукопожатных композиторов, имевших славу за рубежом: Вячеслава Артёмова, Софии Губайдулиной, Эдисона Денисова, Александра Кнайфеля, Дмитрия Смирнова, Виктора Суслина и Елены Фирсовой. В девяностые четверо из этих великих композиторов уехали зарубеж, однако Александр Аронович принципиально оставался в России, в родном Санкт-Петербурге, чтобы повышать уровень российской музыки. Хотя он был первым из российских музыкантов, кто получил международную премию Немецкой академической службы обменов. Он был также членом Союза композиторов и кинематографистов. В России ему вручили звание Заслуженного деятеля искусств Российской Федерации и Орден Дружбы – «за многолетнюю плодотворную деятельность в области культуры и искусства».
Александр Аронович был известен за рубежом, причём не только как автор музыки к кинофильмам, а как профессиональный музыкант с уникальным взглядом на музыку. Репертуар Александра многообразен: он включает в себя оперы («Кентервильское привидение» Александр Аронович написал в 22 года), музыку к кино, хоровые сочинения, а также и православную музыку, к которой обратился в конце 80-х – начале 90-х гг. Александр Аронович также любил использовать нестандартные жанры для характеристики своей музыки: пентаэдр, фуга глупости и стриптиз-кабак (одновременно с которыми существовали «Песнь пресвятой Богородицы», «Письмо Ленина членам ЦК», опера «Алиса в Стране Чудес» и «Молитва Ефрема Сирина»).
В ближайшее время должна выйти книга Ольги Нестеровой о жизни великого музыканта.
Важные страницы: